Аркадий Любарев

Как я участвовал в работе над Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Как я пытался исправить закон

Еще в процессе работы в Рабочей группе я пытался участвовать в редактировании поправок. Вначале я послал Б.Б. Надеждину таблицу, включавшую 29 моих поправок, которые, как я считал, не попали ни в одну из таблиц (см. "Подготовка поправок"; потом оказалось, что некоторые из них все же были внесены В.В. Гребенниковым или кем-то еще). Затем я посылал Надеждину две свои поправки, которые я подредактировал с учетом замечаний, высказанных на Рабочей группе. 5 февраля я послал В.И. Луценко обе эти поправки и две поправки из числа не попавших ни в одну из таблиц, но о которых я говорил перед этим на Рабочей группе (Рабочая группа по ним четко не определилась, но их идея была сочтена заслуживающей внимания).

20 и 25 февраля, после окончания первого круга работы Рабочей группы, я послал Луценко и Надеждину еще 5 поправок, подготовленных или переделанных с учетом замечаний, высказанных на Рабочей группе.

5 марта, после очередного заседания Рабочей группы и ознакомления с текстом закона от 1 марта (см. "Бездарно потерянные" полтора месяца" и "Как ЦИК готовил материалы") я послал Луценко для М.В. Гришиной свои предложения по тексту первых трех глав из 7 пунктов, а также напомнил об одной из своих поправок, посланных 20 февраля.

Никакой реакции на эти предложения не последовало. Мои варианты формулировок никто не пытался учесть.

После ознакомления с текстом закона от 11 марта, я начал готовить подробные замечания (с текстом формулировок). Всего получилось 38 пунктов замечаний (некоторые содержали подпункты) – на 13 страницах. Я их посылал по электронной почте в три приема (13, 15 и 17 марта) Луценко, Надеждину, С.С. Митрохину, В.Б. Максимовой и С.Н. Афанасьеву и лично передавал на дискете помощнику А.И. Салия.

18 и 21 марта я получил от Л.А. Кириченко его замечания к тексту закона. С учетом этих замечаний я подготовил еще 6 пунктов своих замечаний; еще три подпункта добавились после заседания Комитета по государственному строительству 21 марта (см. "Заседания Комитета по государственному строительству") – в том числе в одном подпункте я предложил новую редакцию поправки, которую Комитет поручил подправить С.А. Попову. Эту четвертую группу замечаний я направил 24 марта по тем же адресам.

И вновь – никакой реакции.

26 марта я обратился к Луценко с просьбой сообщить мне судьбу 13 наиболее важных моих замечаний. Луценко 1 апреля ответил, обещав в скором времени прислать "свой разбор". 4 апреля я получил от него подробный ответ – и не по 13, а по всем 47. Фактически он поддержал лишь 7 моих замечаний и еще 2 – частично. При этом он написал: "не могу гарантировать соответствующие изменения текста со стороны ЦИК сейчас, но посылаемое в принципе может быть продавлено через группу". Остальное, по его мнению, "или непробиваемо или достаточно урегулировано в законопроекте".

Тогда же мне удалось получить текст от 2 апреля и таблицы поправок. Текст произвел на меня гнетущее впечатление. Я увидел, что многие положения, обсужденные на Рабочей группе, пропали (см. "Как ЦИК готовил материалы"), а мои замечания в подавляющем большинстве не учтены. В результате противоречия и пробелы исчислялись десятками.

На следующий день я написал об этом Надеждину. В письме я задал вопрос: "Может быть, еще не поздно (по крайней мере, для членов комитета) внести новые поправки и попытаться их отстоять?" Надеждин ответил, что у него "аналогичные чувства по проекту от ЦИКа". Но на вопрос о новых поправках он не ответил ничего.

Я подготовил и 8 апреля отправил Надеждину и Попову (а также передал помощнику Салия) новый текст замечаний к проекту (без формулировок). Он был разбит на 4 раздела. Первый раздел – противоречия и пробелы – 43 замечания. Второй раздел – отступления от договоренностей на Рабочей группе – 9 замечаний. Третий раздел – спорные вопросы – 16 замечаний. Четвертый раздел содержал предложение: "вернуть переработанный проект на первое чтение, с тем чтобы была возможность вновь вносить в него поправки (не меняющие концепцию, но достаточно серьезные)". В сопроводительном письме я писал:
"Как вы можете убедиться, нерешенных проблем еще очень много (помимо тех, которые нерешенными считает ЦИК). Поэтому, на мой взгляд, необходимо срочно предпринять какие-то действия. Это может быть:
а) внесение новых поправок и требование рассмотреть их на Рабочей группе или Комитете;
б) требование собрать Рабочую группу до рассмотрения поправок на Комитете;
в) обращение в СМИ.
В любой из ближайших дней готов приехать в Думу для консультаций и объяснения своих позиций. Если вы готовы внести новые поправки, то они могут быть готовы в течение максимум одного дня."

В ответ Надеждин обещал осмыслить до заседания Комитета (11 апреля).

На следующий день я написал Надеждину и Попову новое письмо, в котором писал: "Я хотел бы получить ответ на один срочный вопрос: возможно ли до четверга внести новые поправки, чтобы их можно было рассмотреть на Комитете? И готовы ли Вы их внести? Если сегодня утром я получу положительный ответ, к концу рабочего дня я эти поправки Вам представлю."

Надеждин ответил: "Де-юре уже ничего внести нельзя. Де-факто члены комитета могут вносить до формирования окончательных таблиц ко 2-му чтению. Лично я займусь этим законом в четверг с утра" (имелось в виду 11 апреля, день заседания Комитета; накануне, 10 апреля Дума должна была рассматривать во втором чтении т.н. "поправку Игошина–Надеждина", так что Надеждин был действительно занят).

Несмотря на то, что депутаты не ответили на мой вопрос, готовы ли они внести новые поправки, я подготовил таблицу из 46 поправок и 10 апреля послал их Надеждину и Попову, а также передал их Салию. Эти поправки соответствовали в основном моим замечаниям, отправленным за два дня до этого. Из этих 46 поправок 9 представляли новую редакцию старых поправок (в т.ч. 7 моих, из них 2, изначально не попавшие в таблицы), 17 – поправки, возникшие в результате изменений, внесенных в законопроект, и только 18 – поправки, которые можно было бы внести сразу после первого чтения (в т.ч. 5 – по подсказке Кириченко); еще 2 поправки – мои отложенные поправки, которые ЦИК забыл включить в таблицы (см. "Как ЦИК готовил материалы").

12 апреля я послал Надеждину, Попову и Митрохину новое предложение: "Если сейчас уже поздно вносить новые поправки, то, по-видимому, можно (и даже нужно) внести новую редакцию старых поправок. Иначе на Комитете в понедельник противники будут цепляться за неудачные или устаревшие детали и постараются их провалить." Я послал Надеждину таблицу из 8 поправок (из них две двойные) и Попову и Митрохину – таблицу из 10 поправок (из них одна двойная). Две поправки в таблицах дублировались.

Однако ни Надеждин, ни Попов с Митрохиным не внесли ни одной из предложенных мной поправок. Попов также не внес новую редакцию поправки, которую ему на заседании Комитета 21 марта было поручено подготовить (а эта поправка также была в моих таблицах), в результате его уже было принятая поправка была перенесена в число отклоненных (см. "Заседания Комитета по государственному строительству"). В то же время Попов 15 апреля перед заседанием Комитета в срочном порядке подготовил новую поправку, которую ему захотелось внести. А после 15 апреля вносить поправки стало невозможно: Гребенников объявил, что Комитет больше не будет рассматривать никакие вновь поступившие поправки.

Салий обещал, что даст мне возможность выступать на заседании Комитета 15 апреля по поправкам. Однако сам он на это заседание не попал. К заседанию Комитета я подготовил рекомендации – какие поправки отстаивать или оспаривать – и передал их Надеждину и Попову. Надеждин мои рекомендации проигнорировал. Попов воспользовался некоторыми из рекомендаций (иногда и мне удавалось сказать несколько слов), но Гребенников вел заседание в таком жестком режиме, что реально обсуждать большое число поправок было невозможно. Надеждин на этом заседании (а также на следующем, 16 апреля) говорил о необходимости вернуться к рассмотрению проекта в Рабочей группе и о том, чтобы не спешить с вынесением его на пленарное заседание. Но все это – как в пустоту.

18 апреля текст законопроекта был передан в Правовое управление Думы. Ранее Салий говорил, что Правовое управление просило 10 дней для подготовки заключения и, соответственно, на пленарное заседание проект мог быть вынесен не раньше, чем через две недели после его рассмотрения на Комитете. Но теперь, очевидно, просьба Правового управления была проигнорирована. Гребенников и А.А. Вешняков вели дело к тому, чтобы назначить второе чтение на 24 апреля.

Надеждин предложил мне передать мои замечания в Правовое управление. 18 апреля он написал мне, что Салий согласен передать туда мои предложения. Я подготовил новую таблицу из 52 поправок. Она мало отличалась от таблицы, подготовленной 10 апреля и содержавшей 46 поправок: 5 поправок из той таблицы было убрано (4 в той или иной степени были учтены, а на одной решил не настаивать), зато были включены дополнительно 11 поправок (из них 6 – старые поправки в неизменной редакции, 3 – новые поправки, вызванные изменениями, внесенными в текст после 10 апреля, 2 – которые я забыл включить 10 апреля). Кроме того, я написал для Правового управления еще 8 замечаний, не реализованных в поправках.

Салий, действительно, был не против того, чтобы я передал в Правовое управление свои замечания, но предпочел, чтобы с управлением общался Надеждин. По моей просьбе Надеждин позвонил туда и договорился. 19 апреля (в пятницу) я передал зав. отделом управления Р.К. Надееву свою записку, содержащую 52 поправки и 8 замечаний. Однако Надеев сразу сказал, что поправки он не пишет, поэтому в моих поправках он не будет разбираться. Поэтому в понедельник, 22 апреля я передал ему текст из 52 замечаний, соответствующих моим поправкам.

23 апреля, заглянув в комнату Салия, я увидел его, обсуждающего что-то с Застрожной и Гришиной. Помощник Салия сказал, что они обсуждают мои замечания. Застрожная и Гришина увидели меня, но никак на это не отреагировали и не пригласили присоединиться к обсуждению.

В этот день состоялось заседание Совета Думы, на котором решался вопрос о дате второго чтения. Как позже рассказал С.В. Иваненко, сначала пятью голосами против четырех Совет проголосовал за 15 мая. Но затем к В.В. Жириновскому подошел представитель Администрации Президента и что-то шепнул на ухо. После этого Жириновский попросил переголосовать, и на этот раз благодаря его голосу Совет принял решение вынести закон на второе чтение 26 апреля.

В этот же день по просьбе Г.А. Явлинского я принял участие в заседании фракции "Яблоко", на которое был приглашен Вешняков (накануне я по просьбе "яблочников" подготовил сводку о результатах прохождения поправок). На этом заседании "яблочники" настаивали на трех вопросах: на обеспечении равного доступа всех участвующих в избирательной кампании партий к бесплатному эфиру и печатным площадям, на установлении таких сроков отмены регистрации, которые позволяли бы кассационной инстанции принять окончательное решение до дня голосования, и на скорейшем введении в действие смешанной системы выборов в регионах. По первому вопросу Вешняков продолжал настаивать на предоставлении партиям бесплатного эфира в зависимости от результатов предыдущих выборов (вообще говоря, это – политический вопрос, и у ЦИКа не должно быть по нему своего мнения). По второму вопросу Вешняков был готов на компромисс. По третьему он был непреклонен.

На этом заседании Иваненко прямо спросил Вешнякова, зачем такая спешка с принятием закона и такое беспрецедентное давление. В ответ Вешняков стал говорить о том, что принятие закона "умышленно затягивается". Он также сказал, что его сотрудники в данный момент утрясают последние юридико-технические проблемы с "экспертами Надеждина" (скорее всего, он не знал, что "эксперты Надеждина" в единственном числе в данный момент сидели и слушали его).

Слушая Вешнякова, я обнаружил не замеченное ранее отступление в тексте законопроекта от решения Рабочей группы, позволяющее повышать порог явки законом субъекта РФ (см. "Как ЦИК готовил материалы").

После заседания Явлинский извинился, что не смог предоставить мне слово: слишком силен был напор Вешнякова.

В конце дня Салий получил от С.А. Шелемина новый текст закона. Салий сказал мне, что многие мои замечания учтены и что часть замечаний отвел Надеждин. При этом Салий отказался дать мне текст в электронном виде (впервые Салий отказал мне в передаче материалов).

Утром 24 апреля я послал Надеждину, Попову, Митрохину и Максимовой свои рекомендации к заседанию Комитета из 5 пунктов. В первом пункте я предлагал свою редакцию нормы о сроках отмены регистрации (о которой была достигнута договоренность Вешнякова с "Яблоком"). Во втором пункте я просил вынести на обсуждение Комитета мою поправку, которой не было в таблице поправок, которую Комитет обсуждал 15 апреля, и которая после того заседания была включена в таблицу отклоненных поправок; эта поправка предлагала не учитывать голоса "против всех" в многомандатных округах. В третьем пункте я обращал внимание на то, что одна поправка (предлагающая не обязывать кандидатов оплачивать из своего фонда публикацию партийной программы) оказалась невключенной ни в таблицу принятых, ни в таблицу отклоненных. В четвертом пункте я обращал внимание на то, что втихаря в текст законопроекта были внесены существенные изменения, противоречащие решениям Рабочей группы (был приведен пример с порогом явки, а также изменения сроков кампании и выдвижения кандидатов). В пятом пункте я обращал внимание на то, что редакция ряда поправок была существенно изменена (приводился пример жесткого закрепления размера избирательного залога).

"Яблочники" не стали ничего делать: Попов был нездоров (хотя и появился в Думе), а Митрохин был занят подготовкой молодежной акции против ввоза ядерных отходов.

Надеждин подготовил к заседанию свой перечень из 9 поправок. Лишь 4 из них были связаны с моими замечаниями и предложениями. При этом одна поправка в точности воспроизводила первый пункт моих предложений, посланных утром. Еще одна поправка восстанавливала принятую Рабочей группой норму о возможности повышения порога явки федеральным законом, однако одновременно поправка содержала не обсуждавшееся на Рабочей группе положение о возможности повышения законом субъекта РФ до 40% порога явки на выборах в органы государственной власти субъекта (по словам Надеждина, об этом он договаривался с Вешняковым). Еще в двух поправках Надеждин предлагал исключить пункты, которые я в своих поправках предлагал подредактировать.

Из остальных 5 поправок наиболее примечательной была поправка, предлагавшая назначать не менее двух третей комиссии субъектов РФ представительным органом власти субъекта (по словам Надеждина, о таком компромиссе ему удалось договориться накануне с зам. главы Администрации Президента В.Ю. Сурковым), а также поправка о двухмесячном сроке введения в действие смешанной системы на региональных выборах.

Первоначально Комитет вообще отказался рассматривать поправки Надеждина, но затем согласился на включение тех четырех поправок, которые отражают решения Рабочей группы, в таблицу отклоненных поправок.

Перед заседанием Комитета я смог ознакомиться с новым текстом закона и дополнительной таблицей поправок, которую подготовили Салий с Застрожной и Гришиной. И увидел, что из моих более чем полсотни замечаний так или иначе реализовано всего 9 (из них 3 сделанные с подачи Л.А. Кириченко). При этом в пяти случаях была подготовлена поправка, включенная в дополнительную таблицу, а в четырех – просто были внесены изменения в текст, о чем другие депутаты не были проинформированы. Следует сказать, что в 3 случаях из 9 реализация замечаний меня не удовлетворила. В частности, в понятийный аппарат были введены понятия "недействительная подпись" и "недостоверная подпись", однако в моем замечании главным было то, что недействительность и недостоверность подписи должны иметь разные последствия.

Из тех пяти моих поправок, которые были включены в дополнительную таблицу, Комитет поддержал только четыре (см. "Заседания Комитета по государственному строительству").

Накануне пленарного заседания я подготовил рекомендации, включавшие номера 2 принятых поправки, которые я рекомендовал отклонить, 11 принятых поправок, редакцию которых я считал необходимым изменить, 24 отклоненных поправок, которые я рекомендовал отстаивать (из них 1 поправка общая Надеждина и Митрохина–Попова–Шишлова, 3 поправки Надеждина, 12 поправок Митрохина–Попова–Шишлова и 8 поправок других субъектов законодательной инициативы), 2 отклоненных поправок, которые я считал необходимым отстаивать в иной редакции, а также перечень 16 новых поправок, которые я считал необходимым подготовить для раздачи в зале. Понимая, что такое большое количество может быть трудно реализуемым, я расставил все поправки в порядке убывания важности (в моем представлении).

"Яблочники" вновь ничего делать не стали. Надеждин подготовил свои рекомендации, в них предлагалось поддержать 40 отклоненных поправок, в т.ч. 20 тех же, что и в моих рекомендациях. Кроме того, Надеждин подготовил 4 поправки для раздачи в зале – из тех, что озвучил на заседании Комитета 24 апреля. Но эти 4 поправки поставить на голосование не удалось (см. "Второе чтение").

Титульный лист | Политика | Оглавление

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz