Аркадий Любарев

Как я участвовал в работе над Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Второе чтение

Второе чтение законопроекта состоялось в пятницу, 26 апреля. Оно началось в 12.30, сразу после перерыва, продолжалось до конца дневного заседания (14 ч.) и все вечернее заседание (с 16 ч. до 18 ч.). Председательствовала в начале Л.К. Слиска, затем ее сменил Г.Н. Селезнев.

А.И. Салий выступил с довольно коротким докладом, А.А. Вешняков с докладом не выступал. Сразу перешли к рассмотрению поправок. Из принятых поправок на отдельное голосование были поставлены лишь 4, из них 2 поставил С.Н. Афанасьев (из фракции КПРФ) и 1 Салий. Еще одну поправку попытался снять В.В. Гребенников – это была его поправка из дополнительной таблицы о полугодовом сроке введения в действие смешанной системы выборов в регионах; он решил ее снять, так как центристы подготовили новую поправку со сроком до 14 июля 2003 г. Но С.В. Иваненко напомнил, что после утверждения таблицы комитетом депутат перестает быть хозяином своей поправки и не может ее отозвать. Поэтому поправка Гребенникова была проголосована и отклонена.

Три другие принятые поправки, поставленные на отдельное голосование, были поддержаны. Правда, в начале не обошлось без конфуза. Самой первой Афанасьев предложил отклонить поправку, разрешающую комиссии вписывать в бюллетень кандидата, если он зарегистрирован меньше чем за неделю до выборов. Поправка была проголосована и получила всего 222 голоса. Тогда Вешняков попросил слово и заявил: "Любовь Константиновна, я прошу представлять меня здесь представителем Президента Российской Федерации по этому закону. Поэтому я прошу с учетом этого прислушиваться к позиции Президента Российской Федерации, по данной поправке в том числе." Слиска немедленно извинилась, сказав, что не знала о том, что Вешняков по данному закону является представителем Президента. Тут же слово попросил Н.Н. Гончар и предложил переголосовать. Во второй раз за поправку проголосовали 296 депутатов.

Несколько попутных замечаний. Посмотрев Регламент Думы, я обнаружил, что в нем не предусмотрено выступление по поправкам ни представителя Президента, ни представителя субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект – только автора поправки и представителя профильного комитета. Конечно, разумно предоставлять слово автору закона, но все-таки как быть с Регламентом? Может быть, такой вопрос у меня не возник бы, но Слиска, сославшись на Регламент, не дала слово по одной из поправок Б.Б. Надеждину, пытавшемуся выступить от фракции СПС.

И еще вопрос: на каком основании Слиска дала слово Вешнякову, если не знала, что он представитель Президента?

Любопытно, что Салий попытался поддержать аргументацию Афанасьева (хотя данная поправка была оформлена как поправка Салия), за что Вешняков сделал ему замечание: Салий должен был докладывать не свое мнение, а позицию Комитета. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев Салий не отстаивал позицию Комитета, а просто сообщал, что Комитет был за или против. А аргументировать приходилось Вешнякову.

Теперь два слова об аргументации Вешнякова и его оппонентов. Афанасьев и Салий говорили почему-то о восстановлении незаконно снятого кандидата (хотя в этом случае его просто не надо вычеркивать – до окончательного решения вопроса; другое дело: случай незаконного отказа в регистрации). А Вешняков в защиту своей позиции говорил о том, что кандидат может за три дня снять свою кандидатуру. Может быть, если бы он четко объяснил, что поправка в основном рассчитана на два совсем других случая, связанных со снятием кандидатом своей кандидатуры: замену его в "тройке" списка и замену его следующим при повторном голосовании – не пришлось бы дважды голосовать.

Все же основные дебаты развернулись по отклоненным поправкам. На голосование были вынесены 29 поправок (или групп поправок): 12 поправок вынес Надеждин, 6 – А.В. Шульга (Агропромышленная группа), 3 – Афанасьев, 2 – Салий, 2 – В.О. Семенов (СПС), 1 – Б.Г. Кибирев (КПРФ), 1 группу – Н.А. Останина (Агропромышленная группа), 1 группу – Е.Ф. Лахова (ОВР), 1 – В.Е. Булавинов ("Народный депутат"). Две поправки голосовались дважды: поправка Семенова и др. о предоставлении активного избирательного права с 16 лет и группа поправок Останиной и др. о женской квоте в списках кандидатов.

Надеждин первоначально предполагал вынести на отдельное голосование 36 поправок (накануне в его списке было 40), но в ходе заседания был вынужден отказаться от вынесения большей части поправок (в какой-то момент, когда за его поправку проголосовали 3 депутата, депутат Ю.М. Тен попросил его снять все поправки).

Из этих 29 поправок поддержку большинства получили только 4 – те, которые поддержал Вешняков: по трем поправкам, вынесенным Надеждиным, он изменил свое мнение под давлением СПС и "Яблока" (по равному доступу партий к бесплатному эфиру и по срокам отмены регистрации), четвертую, вынесенную Булавиновым, он поддерживал с самого начала (о введении в действие смешанной системы выборов в регионах 14 июля 2003 г.).

Характерно, что после того, как одна поправка, вынесенная на голосование Надеждиным, была поддержана Вешняковым (он преподнес это как подарок Надеждину ко дню рождения), а затем и большинством депутатов, Булавинов откровенно заявил:

"Уважаемые коллеги, ну, рассмотрение данного вопроса как бы показывает, что голосуй – не голосуй, все равно получишь мнение избирательной комиссии. Поэтому, может быть, сразу скажут, где еще подарки, чтобы нам времени не терять и закончить с этим вопросом."

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что когда голосовались поправки, розданные в зале, две поправки, поддержанные Вешняковым, не получили поддержки большинства. Впрочем, в тех двух случаях Вешняков скорее не возражал против принятия поправок, чем их поддерживал.

Еще несколько штрихов. Почему-то Надеждин и Семенов не пытались ставить на голосование сразу группы поправок, хотя ряд выносимых ими поправок были связаны между собой (обе поправки о предоставлении активного избирательного права с 16 лет, вынесенные Семеновым; две поправки о равных правах партий на бесплатный эфир, вынесенные Надеждиным). Зато Лахова предложила проголосовать одновременно за две поправки, в которых предлагались две разные редакции одного пункта.

Особо я хотел бы остановиться на одной своей поправке, внесенной С.С. Митрохиным–С.А. Поповым–А.В. Шишловым. Надеждин поставил ее на отдельное голосование, сказав: "Просто ее нельзя отклонить... У нас нету утверждения в законе о том, что каждый избиратель имеет один голос, при голосовании, скажем, за выборы Президента России или Государственной Думы. Я не понимаю, почему это произошло, предлагается написать это в закон, о том что в одномандатном округе у каждого один голос, а в многомандатном - равное число."

В ответ Вешняков аргументировал отклонение поправки следующим образом: "Уважаемый Борис Борисович, ну, опять идея неплохая, но реализована очень коряво, поэтому, к сожалению, поддержать нельзя."

Ниже я привожу формулировку первого чтения, которая осталась неизменной, и свою формулировку – просто для того, что читатель смог сам решить, какая из них "реализована очень коряво".

Формулировка Вешнякова: "Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов."

Моя формулировка: "Каждый избиратель имеет один голос при голосовании по одномандатному избирательному округу, по спискам кандидатов, по каждому вопросу референдума. Число голосов, которое имеет избиратель на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления по многомандатным округам, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Это число должно быть одинаковым для всех избирателей, в том числе и в случае образования избирательных округов с разным числом мандатов."

После отклоненных поправок на голосование были поставлены две поправки, по которым Комитет не определился. Первой была поставлена поправка О.В. Уткина, предлагающая ограничить число участников избирательного блока тремя (любопытно, что эту поправку предложил представитель "Единства" и поддержали ОВР и СПС – все эти блоки были образованы более чем тремя объединениями). Комитет по этой поправке проголосовал 6 на 6. Вешняков ее поддержал, и поправка прошла.

Второй была поправка Гребенникова, связанная с припиской зарубежных избирателей к избирательным округам. Вешняков выступил против по существу, кроме того, он заметил: "На комитете вообще такая проблема не обсуждалась. И я удивлен, почему она оказалась сейчас в этом блоке поправок." В ответ Гребенников заявил: "Александр Альбертович, позвольте, в конце концов, как-нибудь уже нам решать, что мы рассматривали, что не рассматривали. Что это за такой окрик: не рассматривалось и, я считаю, что это не может быть здесь рассмотрено?" Судя по тому, что этой поправки еще не было в таблицах, которые были подготовлены 18 апреля, Гребенников в данном случае проявил крайнее лицемерие: запретив всем депутатам вносить поправки после 15 апреля (см. "Как я пытался исправить закон"), он сделал исключение для себя. Депутаты, разумеется, послушали Вешнякова и поправку не поддержали.

После этого на голосование был поставлен вопрос: рассматривать ли поправки, распространенные в зале? Большинство проголосовало за это. Депутаты успели рассмотреть 3 такие поправки.

Первое была поправка Афанасьева, предлагающая ввести в действие смешанную системы на региональных выборах 1 января 2003 г. Она была отклонена.

Затем бурно обсуждалась поправка Лаховой, В.В. Володина и Г.И. Райкова. Среди отклоненных поправок были поправки двух групп депутатов, предлагавших ввести квоту для женщин. Они были отклонены. Поправка, которая предлагалась на этот раз, была на ту же тему, но как компромиссная, т.е. менее жесткая. Вешняков заявил, что, по его мнению, она не противоречит ни Конституции, ни международным нормам. "Поэтому в данном случае вам решать. И в данном случае лично я проголосовал бы за." Несмотря на такую поддержку за эту поправку проголосовало всего 167 депутатов – меньше, чем за "некомпромиссную" поправку Останиной (тогда за было 190).

Последней рассматривалась поправка О.В. Морозова, предлагающая установить для выборов губернаторов порог явки не менее 35%. Вешняков сказал, что "с этим можно согласиться". Тем не менее поправка получила лишь 196 голосов.

В этот момент на часах было 17.59, но еще не все поправки, розданные в зале, были рассмотрены (в частности, не были рассмотрены 4 поправки Надеждина). Естественно, нужно было ставить на голосование вопрос о продлении заседания. Но Селезнев, не смущаясь, предложил проголосовать за принятие закона во втором чтении. За это проголосовало 326 депутатов, и закон был принят. После чего Селезнев спокойно поставил на голосование ставшее уже бессмысленным предложение о продлении заседания (за это все же проголосовало 6 депутатов).

Титульный лист | Политика | Оглавление

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz