12. Попытки занятия научно-издательской деятельностью
Курганов еще в 1990 году начал обсуждать со мной планы издательской деятельности. Мы, в частности, говорили о необходимости англоязычного журнала по проблемам биологической организации и о создании для этой цели малого предприятия. Но он не смог согласовать этот вопрос с Поглазовым.
21 июня 1991 года я записал в дневнике: «Б.И. в дороге [на дачу на заказном автобусе] мне сказал, что знакомый Стефанова хочет создать в Москве МП при ИНБИ и готов при этом финансировать издательскую деятельность. Б.И. хочет меня туда устроить». Знакомого Стефанова звали Владимир Михайлович Юнеев, он создал Малое предприятие (МП) «Волна».
18 июля: «Уехал в ИНБИ… Вскоре пришли Юнеев и Галинич. Б.И. повел их к Поглазову, но ничего не вышло: недавно появилось постановление Президиума АН, которое затрудняет учреждение м.п. при институтах АН. Я немного с ними поговорил, предложил РОУ и папино СП».
17 сентября: «Поехал в ИНБИ, был там 4 часа. Когда я приехал, у Б.И. уже были Стефанов и Юнеев. Обсуждали деятельность м.п. “Волна”, создание журнала “Biological Organization”. Б.И. поделился идеей создания бюллетеня ВБО, его поддержали. Юнеев вскоре ушел, позже ушел и Стефанов (перед этим он с Б.И. был у Поглазова). Мы с Б.И. продолжали обсуждать издательские дела».
Я, вспомнив идеи Кривомазова (см. раздел 11), загорелся созданием научной биохимической газеты. Работа в этот период шла в двух направлениях: издание научного журнала на английском языке («Journal of Biochemical Organization», его бралось издавать американское издательство Nova Science Publishers, созданное супругами Колумбус) и издание газеты «Биохимический вестник». Обеими направлениями должна была заниматься биохимическая редакция, которую мне предстояло возглавить.
19 сентября: «Во второй половине рабочего дня в основном обдумывал план биохимической газеты». 23 сентября: «Писал программу биохимической редакции». 24 сентября: «Написал концепцию биохимической газеты. После этого, в 15:30 поехал в ИНБИ, где провел почти 3 часа. Обсудил с Б.И. предложенные мной программу и концепцию, он сделал свои замечания. Я напечатал программу, мы с Б.И. ее подписали. По поводу газеты Б.И. на днях звонил Скулачеву, но тот сказал, что его еще надо убедить в ее необходимости». Владимир Петрович Скулачев, в то время уже академик, был тогда и президентом Всесоюзного биохимического общества (ВБО).
26 сентября «Переписал на дискету Б.И. файл с текстом концепции газеты… Допечатал в программе деятельности редакции еще два пункта… Затем поехал на Войковскую к Галиничу (в его коммерческий отдел). Там был полчаса. Передал программу деятельности редакции».
25 октября я готовил письмо Колумбусу. 30 октября: «В 17 ч. приехал Юнеев, и мы вчетвером (Б.И., Моисеева, Юнеев и я) сели обсуждать финансовую и техническую стороны журнала. В частности, обсудили договор о содружестве между ИНБИ и МП “Волна”, подрядные договоры с редакцией и переводчиками, размеры вознаграждений, техническое обеспечение редакции».
4 декабря: «Поехал на М.Могильцевский пер. [во Всесоюзный наркологический центр], где в это время находился Юнеев (в офисе своего бухгалтера). Был там 2 часа. Он обрисовал мне ситуацию. Обсудили организацию газеты. Юнеев обещал в декабре выплатить зарплату».
13 декабря: «Поехал в ВНЦ на встречу с Юнеевым… Он посвятил меня в свои проблемы: подвалы в Сокольниках, договоры с поставщиками. Я обсудил с ним свои проблемы». В результате мне пришлось немного заниматься делами Юнеева: обсуждать в Сокольниках аренду бомбоубежища под склад, выяснять санитарные нормы.
30 декабря: «К 16 ч. поехал в ИНБИ на встречу с Колумбусами. С нашей стороны были Поглазов, Б.И., Ливанова, Стефанов, Моисеева, Куранова, Юнеев и я. Уточнили детали соглашения, Б.И. и Поглазов подписали его. Обсудили ряд технических вопросов, договорились об издании параллельно сборников. В 18 ч. Колумбусы уехали. Мы еще около получаса пробыли в кабинете Поглазова. Поглазов обсуждал с Юнеевым проблемы издания “Успехов биологической химии”, я, Стефанов и Б.И. также принимали участие в разговоре… Мне за все это время едва удалось обсудить с Юнеевым неотложные вопросы».
«Journal of Biochemical Organization» в 1992 году удалось создать, позже Nova Science Publishers издало и несколько подготовленных нами сборников. Об этом я подробнее напишу в следующей главе. А здесь я расскажу о своей попытке создать газету «Биохимический вестник», хотя эта попытка завершилась в январе 1992 года.
6 декабря я встречался с Темирболат Темболатовичем Березовым, академиком АМН СССР, зав. кафедрой биохимии медицинского факультета Университета дружбы народов. Он поддержал нашу деятельность. 10 декабря: «Большую часть времени занимался обсуждением газеты. Позвонил Березову, он сказал, что Скулачев дал добро на выпуск пробного номера… Б.И. водил меня к Орловскому и Шатилову. Орловский отнесся скептически, доказывал, что ничего не выйдет. Предлагал заняться бюллетенем ВБО. Шатилов (и зашедший к нему Быховский) отнеслись с одобрением».
11 декабря я начал обзванивать знакомых, стремясь создать команду и сформировать первый выпуск «Биохимического вестника». Я готовил его к Биохимическому съезду, который проходил в Санкт-Петербурге в январе 1992 года. До Нового года мне удалось сформировать большую часть выпуска.
25 декабря в ИНБИ было отчетно-выборное собрание Московского отд. ВБО. Вначале обсуждали, где взять деньги. «Выступил я и рассказал о газете. Затем выступил Березов, поддержавший меня».
27 декабря: «Позвонил Скулачеву, и он предложил приехать к нему немедленно. Приехал в МГУ в 18:30, пробыл у Скулачева больше получаса. Рассказал ему о газете, согласовал с ним выходные данные. Он внес ряд интересных предложений». Следующий раз я встречался в январе со Скулачевым у него дома – он жил в «высотке» МГУ. Согласовал с ним тексты для газеты.
Биохимический съезд (о котором я напишу в следующей главе) открылся 13 января 1992 года. Макет газеты я успел к нему подготовить, но напечатать ее не удалось. Я рассчитывал на бумагу, которая принадлежала возглавляемой мной редакции газеты «Демократия» и которая лежала в типографии СПТУ-205, но в январе я узнал, что бумагу у меня забрали (см. подраздел 4.1). Искать новую уже было некогда.
В газете были следующие материалы. Открывало ее мое обращение к читателям. Далее шла статья «13 января открывается шестой биохимический съезд». Я просил написать такую статью Скулачева, но он предложил, чтобы статью написал его заместитель по ВБО Борис Павлович Готтих. Готтих статью написал и продиктовал мне, и она вышла за двумя подписями – его и Скулачева.
В рубрике «За круглым столом» были помещены вводные материалы для «круглых столов», планировавшихся на Биохимическом съезде: материал Б.И. Курганова «Биохимическая организация как единство структуры, функции и регуляции» и материал Т.Т. Березова «Проблемы преподавания биохимии».
Было еще несколько статей и заметок: моя заметка «В московском отделении ВБО», статья историка науки А.Н. Шамина из Института истории естествознания и техники (у которого я пытался работать в 1983–1985 годах) «Первое русское биохимическое общество», статья сотрудника Скулачева Д.Б. Зорова о Нобелевской премии 1991 года по физиологии и медицине «Мировое признание метода пэтч-клямпа», статья Николая Золотова (мужа Татьяны Золотовой, работавшей ранее в нашей лаборатории, который много мне помогал с компьютером) «Персональные компьютеры. Применение в биохимии».
Отдельно отмечу еще два особенных материала. 10–12 декабря в Москве прошла конференция научных работников АН СССР, принявшая ряд резолюций. Я стал искать ее организаторов. Сначала работавший в ИНБИ А.С. Капрельянц дал мне телефон Валентины Павловны Холодовой, а та уже переадресовала меня Людмиле Всеволодовне Вахниной, которая дала мне материалы конференции. И я поместил в газете под заголовком «Конференция ученых рекомендует» выдержки из резолюций трех ее секций, которые я счел наиболее важными и интересными.
Также мне захотелось опубликовать палиндромы Бориса Гольдштейна, с которыми я ознакомился на совещании в Пущино в 1986 году (см. подраздел 6.5.5). 23 декабря я встретился с ним в ИНБИ: «Он передал мне свои связки палиндромов, а я показал те, что записал в 1986 году». В результате я разместил в газете подборку палиндромов, причем расположил их так, что получился относительно симметричный рисунок. В качестве заголовка я взял один из его палиндромов: «Он дивен палиндром, и ни морд ни лап не видно».
Были в номере также информационные материалы: «Новый международный журнал (Journal of Biochemical Organization)» и «Запад поможет (информация о зарубежных фондах)». Поместил я и два рекламных материала. Один мне дали в НПО «Биотехнология», второй – в Инженерном центре пептидных препаратов «Пептос» (его дала бывшая сотрудница нашей лаборатории Лариса Цетлин).
Поскольку напечатать газету не удалось, я в холле Военно-медицинской академии, где проходил съезд, вывесил макет газеты. Он провисел какое-то время, а потом его кто-то неизвестный снял. Выступая в конце съезда в дискуссии по организационным вопросам, я извинился, что не смог сделать тираж газеты. В ответ Скулачев сказал: вот, мол, какой интеллигент – он еще извиняется! Сделал прекрасную газету, которую тут же свистнули.
Увы, эта работа не имела продолжения.