9. Взаимодействие с Л.Б. Меклером

9.1. Информация о Меклере в 1992–1993 годах

В предыдущей главе я писал о своих контактах с Лазарем Борисовичем Меклером в 1987–1989 годах. После этого три года я о нем не слышал. 30 июля 1992 года в «Известиях» появилась статья Сергея Лескова «Купец и гений». В ней сообщалось, что Меклера финансируют братья Коняевы, возглавляющие МП «Пик» и ассоциацию «Прогресс». Они платят зарплату ему и его помощникам, снимают для него две квартиры, оплачивают нянь для детей. Оплатили несколько его заграничных командировок.

Но самым интересным в этой статье было сообщение о проверке метода Меклера, которую проводили несколько специалистов, в том числе известный мне Александр Александрович Замятнин (см. подраздел 4.3). Проверка установила высокую эффективность метода Меклера при предсказании системы S-S-связей в пептидах.

Как я писал в подразделе 4.2, в марте 1993 года я перешел работать в Институт биохимии, а месяц спустя в нашу лабораторию перешел работать и Замятнин. Во время одной из первых встреч я спросил его про Меклера. Он подтвердил, что Меклер действительно успешно предсказал положения S-S-мостиков в пептидах, и сообщил, что вскоре должен выйти номер журнала «Природа» с большой статьей Меклера и статьей самого Замятнина, посвященной проверке. Позже, когда журнал вышел, Замятнин подарил один экземпляр Курганову.

Я прочитал статьи Меклера и о Меклере в этом журнале. Если до этого в теорию Меклера можно было верить или не верить, то теперь налицо был факт успешной работы теории. Казалось, что после этого все станет на свои места.

Замятнин рассказывал, что пытался заинтересовать нескольких ученых на Западе, но они не захотели поверить. Он пришел к выводу, что западные ученые, как и отечественные, боятся оказаться ненужными, когда теория Меклера перевернет всю биологию.

Замятнин также рассказывал, что познакомился с Меклером в 1991 году. Меклер сам нашел его (узнав, что у него есть банк данных о пептидах) и предложил участвовать в проверке. Когда они познакомились, С.Э. Шноль и Л.А. Блюменфельд предупредили Замятнина, что через три месяца он станет злейшим врагом Меклера. К счастью, это предсказание не сбылось.

Позднее Александр Александрович рассказал один эпизод, случившийся в ходе проверки, который оказался для него особенно убедительным. Он обычно диктовал Меклеру аминокислотную последовательность по телефону, тот ночью строил и утром сообщал результат. И вот однажды утром Меклер позвонил и сказал, что у него не получается. Уверенный в правоте своего метода, он предположил, что Замятнин продиктовал ему последовательность с ошибкой. Под его настойчивым требованием Александр Александрович перепроверил и убедился, что действительно ошибся в одном аминокислотном остатке. Когда ошибка была исправлена, Меклер и тут правильно предсказал положения S-S-связей.

Еще Замятнин рассказывал, что Меклер замучил сотрудников редакции журнала «Природа», постоянно внося исправления в свою статью, даже когда номер был уже в типографии. По его мнению номер вышел только благодаря Шнолю.

От Замятнина мы вскоре узнали, что Меклер и Идлис уехали в Израиль – на полгода или на год. Но Замятнин сразу предположил, что они не вернутся. Позже он рассказывал, что Меклер в Москве успел переругаться со всеми, кто его поддерживал (кроме него). Так что в Израиль его провожали только родственники и Замятнин.

И вновь на несколько лет Меклер исчез из моего поля зрения. Я, правда, о нем не забывал, но меня в тот момент интересовала только его теория происхождения жизни. Я написал несколько статей, где пытался развивать его идеи в этой области (см. подраздел 6.1.1).

Титульный лист | Мемуары

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz