1.3. Формирование и начало работы Экспертно-консультационной группы
В подразделе 1.2.6 уже упоминалось о том, что 28 ноября 2016 года, за день до распоряжения губернатора Московской области о назначении членов Избирательной комиссии Московской области (в котором не было Андрея Бузина несмотря на решение ЦИК) Элла Памфилова распорядилась создать Экспертно-консультационную группу при Председателе ЦИК и назначить Андрея Бузина ее руководителем. Вот как описаны эти события в книге Бузина. Сначала он цитирует свои два доклада на конференции, прошедшей 24–25 ноября, и свой отчет о работе руководимой им секции (см. подраздел 1.2.1) и далее:
«Это тоже был документ программного характера. Элла Александровна это почувствовала и предложила мне написать программу деятельности экспертной группы, которую можно было бы организовать при ней. Что я и сделал, направив ей 26 ноября записку… За день до того, как было принято губернаторское постановление…, мне позвонили от Памфиловой и предложили срочно с ней встретиться. Мы встретились в тот же день. Элла Александровна сообщила, что у нее есть сомнения, что Воробьев меня назначит, поэтому она предлагает, чтобы я возглавил группу экспертов, которую она создаст при себе… О создании экспертной группы при Председателе ЦИК мы разговаривали и ранее. Более того, у Памфиловой уже была моя записка, в которой я излагал план деятельности такой группы и даже предлагал кандидатуры в ее состав».
От себя добавлю некоторые детали. О том, что Бузин не будет назначен в облизбирком, Элла Александровна знала уже 25 ноября. И именно в тот день предложила Андрею возглавить группу и подготовить соответствующую записку. 28 ноября – лишь дата окончательной договоренности.
При этом я не исключаю, что Элла Александровна и раньше думала об оформлении экспертной группы при себе. Но из опыта работы с ней я делаю вывод, что она не очень любила официальные структуры и предпочитала ситуативно собирать разные группы экспертов. Так что, по-видимому, ситуация с неназначением Бузина в облизбирком стала катализатором создания ЭКГ.
Такая аббревиатура возникла не случайно: Элла Александровна об этом говорила открыто. Ей очень понравился тезис Бузина о том, что его графики распределения явки – это электрокардиограмма выборов. И группа была названа с намеком на этот момент.
Бузин первоначально планировал создать группу из пяти человек, но затем остановился на четырех: кроме него самого в группу вошли Александр Кынев, Станислав Рачинский и автор этих строк. Формализация создания группы заняла почти два месяца – в основном из-за согласований текста Положения о группе и новогодних каникул. Но группа начала работать еще до ее формального утверждения. Первое заседание прошло 20 декабря 2016 года в квартире Андрея.
17 января 2017 года мы встретились с Эллой Памфиловой и обсудили вопросы создания группы. Потребовалось еще несколько дней для доработки Положения о группе и, наконец, 23 января Элла Памфилова подписала распоряжение, утвердившее Положение и состав группы. К моему удивлению и сожалению это распоряжение не было опубликовано на сайте ЦИК.
Элла Александровна сочла, что наша работа должна оплачиваться. Но непосредственно ЦИК не могла нам выплачивать какие-либо деньги. Выход был найден в том, чтобы оплачивать нашу деятельность через Российский фонд свободных выборов (РФСВ). С 1 июля 2017 года мы с Бузиным были зачислены в штат РФСВ (Кынев и Рачинский предпочли и дальше получать день по договорам). Незадолго до этого РФСВ возглавил известный электоральный юрист Роман Смирнов. У него были грандиозные планы, и он рассчитывал на наше в них участие. Однако его планы не получили одобрения в ЦИК, и менее чем через два месяца он покинул РФСВ, а на его место был назначен советник Председателя ЦИК Максим Лесков. И наша работа в РФСВ оставалась чисто номинальной: деньги мы получали за работу в ЭКГ.
План работы ЭКГ на первые полгода был предложен еще 6 декабря 2016 года Андреем Бузиным и возражений не вызвал. Ниже привожу полностью пункты этого плана:
1. Подготовка перспективных предложений по совершенствованию организации и проведения голосования и подсчета голосов
1.1. Регистрации избирателей, голосующих на избирательных участках, находящихся вне места жительства избирателя
1.2. Организация видео- и аудиорегистрации процессов голосования, подсчета голосов и приема протоколов УИК
1.3. Анализ возможностей и перспектив использования технических средств голосования и подсчета голосов
2. Подготовка проектов нормативных инструкций ЦИК РФ
2.1. О включении в список избирателей по месту пребывания избирателя
2.2. О деятельности избирательных комиссий по информированию избирателей
2.3. О приеме избирательной документации от участковых избирательных комиссий
2.4. О проверке документов, поданных на регистрацию кандидатов
2.5. О соблюдении законодательных требований к печатной и аудио-визуальной агитации
3. Подготовка методических материалов
3.1. Совместно с ЦИК РФ – новой версии Рабочего блокнота участковой избирательной комиссии
3.2. Рекомендации сотрудникам полиции на избирательных участках
4. Анализ итогов голосований
4.1. Анализ протоколов об итогах голосования (по данным ГАС «Выборы») на предмет соответствия их закону и здравому смыслу
4.2. Анализ процедур выдачи и заверения копий протоколов, сводная таблица известных расхождений
5. Анализ законодательства, рассмотрения жалоб избирательными комиссиями и судами
5.1. Анализ регионального избирательного законодательства
5.2. Подготовка предложений по анализу рассмотрения жалоб избирательными комиссиями
5.3. Подготовка предложений по анализу судебной практики рассмотрения избирательных споров
Всем этим (за исключением, кажется, одного или двух подпунктов) мы и занимались, позже возникли и другие вопросы. О наших предложениях по всем этим вопросам я напишу в следующих подразделах.
Документы и прочие вопросы мы обсуждали между собой в заочном режиме – по электронной почте. Специально вчетвером мы собирались только дважды. О встрече 20 декабря 2016 года я уже написал. Вторая встреча состоялась 20 августа 2018 года, когда встал вопрос о судьбе группы (см. подраздел 1.8).
Основной очной формой работы были наши встречи с Эллой Александровной и участие в различных заседаниях и совещаниях, проводимых в ЦИК. Впрочем, сейчас мне уже сложно разделить, когда была просто встреча ЭКГ с Памфиловой, а когда – более широкое совещание. Встречи проходили в разных форматах. Из ЭКГ были обычно четверо или трое (Кынев часто не присутствовал, он был в разъездах), но иногда на встречу приглашались и наши коллеги, чаще всего Григорий Мельконьянц, но, помню, как-то был Михаил Тимонов, другой раз – Дмитрий Орешкин, бывали и другие коллеги. С Эллой Александровной всегда был хотя бы один сотрудник аппарата (Максим Лесков, Сергей Миронов, Алексей Нестеров), но иногда приглашались другие сотрудники, а также руководитель ФЦИ Михаил Попов и некоторые члены ЦИК (в том числе зампред Николай Булаев и секретарь Майя Гришина).
По моим записям, в описываемый период встречи были: в 2017 году – 17 января, 27 февраля, 18 апреля, 24 мая, 14 июля, 7 августа, 26 октября, 31 октября, 14 ноября, 29 ноября, 26 декабря; в 2018 году – 13 марта, 3 апреля, 24 апреля, 22 мая, 28 июня, 2 августа, 20 ноября.
Более широкие совещания: в 2017 году – 23 января, 7 февраля, 16 марта, 22 марта, 15 мая, 30 мая, 20 октября, 21 ноября, 20 декабря; в 2018 году – 18 января, 14 августа, 29 августа, 23 октября.
Как видно из этого перечня, в 2017 году удавалось встречаться примерно раз в месяц (а с учетом более широких совещаний – даже чаще), в 2018 году встречи стали реже. При этом мы говорили Элле Александровне, что желательно встречаться раз в неделю, и она с нами в принципе соглашалась. Но по разным причинам сделать встречи чаще не получалось.