А.Е. Любарев, А.Ю. Бузин, А.В. Кынев
Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними
М., 2007 – 192 с.
История фальсификаций на российских выборах уходит корнями в советский период, когда регулярно проводились ритуальные мероприятия, называвшиеся «выборами». От подлинных выборов они отличались прежде всего отсутствием альтернативности: на один мандат всегда строго претендовал один кандидат, подобранный партийными органами. Кроме того, на этих выборах не обеспечивалось (хотя и провозглашалось) тайное голосование, и не соблюдался принцип добровольности участия в них. Все это обеспечивало избрание подобранных безальтернативных кандидатов.
Тем не менее, по-видимому, помимо всего прочего, практиковались и банальные фальсификации. Никакой реальный общественный контроль за проведением выборов и подведением их итогов в тех условиях не был возможен. Публиковались лишь общие результаты по стране, республике или области, а итоги голосования не только на отдельных избирательных участках, но и в отдельных избирательных округах оставались неизвестными. Общие же результаты были традиционны: в 1970-е гг. и в первой половине 1980-х гг. активность избирателей значилась на уровне 99,98–99,99%, а число проголосовавших за кандидатов «единого блока коммунистов и беспартийных» – на уровне 99,90–99,95%.
Трудно оценить, насколько эти данные соответствовали реальности. Большинство граждан действительно шли на выборы и голосовали за предложенных кандидатов (т.е. опускали в урну чистый бюллетень), расценивая это действие как ритуал выражения лояльности действующей власти. В то же время количество граждан, которые вели себя иначе, наверняка было больше 0,1%. За граждан, которые, несмотря на все уговоры «агитаторов», не приходили голосовать, обычно опускали чистые бюллетени члены избирательной комиссии. Возможно, при передаче данных «наверх» искажалось и число избирателей, проголосовавших против[1].
В
Так, в г. Москве был образован единый национально-территориальный округ, включавший более трех тысяч избирательных участков; при этом промежуточные избирательные комиссии не были предусмотрены, и по закону участковые комиссии должны были сдавать свои протоколы непосредственно в окружную комиссию, которая должна была просуммировать данные всех протоколов. Реально же окружная комиссия, состоявшая из 17 членов и не имевшая аппарата, выполнить такую работу была не в состоянии. На практике протоколы участковых комиссий поступали в райисполкомы, и в окружную комиссию их привозили председатели райисполкомов – вместе с результатами подсчета по району[2]. Можно себе представить, какие возможности это открывало для фальсификаций, учитывая, что органы власти Москвы были в тот момент враждебно настроены в отношении одного из двух баллотировавшихся кандидатов (Б.Н. Ельцина).
Однако другая совокупность факторов привела к тому, что власть не воспользовалась предоставленной ей возможностью и фальсификации не произошло. Б.Н. Ельцина поддержали около 90% избирателей, принявших участие в голосовании (а приняло участие 83,5%), не было ни одного «открытого» избирательного участка, где он получил бы менее 70%. Очевидно, за него голосовало и большинство членов участковых избирательных комиссий, и многие сотрудники аппаратов райисполкомов. В таких условиях фальсификации не могли пройти незамеченными и не могли не вызвать взрыва возмущения.
Тем не менее в той же Москве
повторные выборы, проходившие в мае
О фальсификациях на выборах
народных депутатов РСФСР, прошедших в марте
Попытка оценить уровень фальсификаций на выборах и референдумах 1991–1993 гг. была сделана А.А. Собяниным и В.Г. Суховольским на основе созданной ими методики (см. раздел 8.2). Эти расчеты в большинстве случаев остаются лишь гипотезой, не подтвержденной другими данными.
Так, по мнению указанных авторов,
на президентских выборах 12 июня
По расчетам этих же авторов, на
референдуме 25 апреля
Впрочем, в Москве были зафиксированы факты перестановки результатов голосования по позициям «да» и «нет» в протоколах некоторых участковых комиссий (поскольку в Москве по всем вопросам большинство получали пропрезидентские ответы, подобные перестановки оказывались в пользу антипрезидентских сил). В Советском районе г. Москвы такие перестановки по разным вопросам обнаружены у 8 участковых комиссий. Нельзя утверждать, что во всех случаях имели место сознательные фальсификации (могли быть и случайные ошибки усталых людей), но стоит отметить, что несколько таких участковых комиссий были сформированы работниками одного и того же предприятия[7].
В
Были вскрыты также многочисленные факты голосования одних граждан за других, выдачи в одни руки нескольких бюллетеней, голосования «на дому» без соответствующих заявлений; в списках избирателей было обнаружено более 20 тыс. сходных подписей. Однако суд пришел к выводу, что нет никаких доказательств того, что эти нарушения повлияли на окончательный итог выборов, поскольку неизвестно, за кого были поданы бюллетени, выданные с нарушением закона[9].
12 декабря
Не было предусмотрено публикации итогов голосования не только по избирательным участкам, районам и городам (как в ранее действовавших законах) – указанные положения вообще не предусматривали какой-либо публикации итогов голосования. В результате не были официально опубликованы полностью даже данные протоколов окружных избирательных комиссий (в т.ч. число голосов, полученных неизбранными кандидатами). Не были установлены сроки хранения избирательной документации, что позволило уничтожить бюллетени всего через четыре месяца после голосования.
Большинство этих недостатков было устранено в законах, принятых в 1994–1997 гг., и в дальнейшем условия для фальсификаций стали менее благоприятными.
Группа А.А. Собянина,
проанализировав доступные ей данные,
пришла к выводу о масштабных
фальсификациях при подведении итогов
голосования 12 декабря
По мнению данных авторов, причиной фальсификаций стало желание президентской команды обеспечить 50%-ную явку, необходимую для принятия Конституции РФ (при том что в голосовании за нее более 50% пришедших на референдум администрация не сомневалась), а для региональных властей стимулом стало обеспечение победы руководителей регионов на выборах в Совет Федерации[11].
Выводы группы А.А. Собянина не были поддержаны большинством политиков и экспертов и подвергались резкой критике в печати[12]. По нашему мнению, некоторые аргументы этих авторов достаточно серьезны, в то время как другие не выдерживают критики. Однако окончательное мнение составить невозможно, поскольку авторы не опубликовали все материалы и расчеты, на основе которых были сделаны их выводы[13].
Официально были признаны лишь
фальсификации в Амурской области. ЦИК РФ 12
апреля
Общественное мнение до сих пор
будоражит вопрос о фальсификациях на
выборах Президента РФ в
Исходя из всей совокупности
данных о фальсификациях на российских
выборах, не приходится сомневаться в том,
что фальсификации были и на президентских
выборах
В первую очередь следует отметить, что разрыв между Б.Н. Ельциным и Г.А. Зюгановым во втором туре выборов по официальным данным составил около 10 млн. голосов (или 13,5%). Очевидно, что фальсификации такого масштаба осуществить крайне сложно в условиях, когда КПРФ выставила огромное число наблюдателей.
Общеизвестно, что голосование в крупных городах лучше, чем на селе, защищено от фальсификаций. В этой связи важно отметить, что наилучшие результаты Б.Н. Ельцин получил именно в крупных городах: по 100 крупнейшим городам России (где проживают 41,3% избирателей) его поддержка во втором туре составила 63,0%.
Одним из показателей,
вызывающих подозрения в фальсификациях,
является высокая доля проголосовавших с
помощью переносных ящиков. На выборах
Следует также отметить, что на
выборах глав субъектов РФ, прошедших в
сентябре
Наиболее серьезные подозрения в
фальсификациях на президентских выборах
Здесь необходимо сделать две оговорки. Во-первых, данные расчеты оценивают вместе с прямыми фальсификациями и другие методы воздействия на результат выборов, в частности, давление на избирателей, их принуждение к голосованию за определенного кандидата и т.п. Во-вторых, трудно поверить, что в указанных регионах в первом туре голосование и подсчет голосов проводились честно, а во втором туре имели место масштабные фальсификации. Более правдоподобным выглядит предположение о том, что в первом туре воздействие на результат выборов (путем давления и/или фальсификаций) было направлено в одну сторону, а во втором туре – в другую.
Конкретные случаи фальсификации на этих выборах были зафиксированы на небольшом числе участков и территорий. В шести регионах после подведения итогов голосования избирательным комиссиям субъектов РФ пришлось вносить изменения в свои протоколы, и соответствующие изменения затем вносились в протокол ЦИК РФ. Первым таким регионом стала Республика Дагестан, где была выявлена «ошибка системного администратора Казбековской ТИК», из-за которой оказались завышены данные почти во всех строках протокола (в т.ч. число голосов, поданных как за Б.Н. Ельцина, так и за Г.А. Зюганова). Однако затем были выявлены факты искажения данных по сравнению с протоколами УИК в ТИК Атяшевского района Республики Мордовия (37 участков), г. Вольска Саратовской области (один участок), Грачевского района Ставропольского края (два участка), Азовского района Ростовской области (два участка) и Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики (один участок). Во всех этих случаях искажения заключались в уменьшении числа голосов, поданных за Зюганова: в Республике Мордовия – на 702 голоса, в Саратовской области – на 279 голосов, в Ставропольском крае – на 708 голосов, в Ростовской области – на 362 голоса, в Карачаево-Черкесской Республике – на 250 голосов. При этом в Республике Мордовия голоса, поданные за Зюганова, были переброшены в строку «против всех», а в остальных четырех регионах они были добавлены Ельцину[18].
Факты фальсификаций
расследовала прокуратура, однако в
большинстве случаев уголовные дела были
прекращены. В Ставропольском крае после
победы на губернаторских выборах в ноябре
Серьезные фальсификации были зафиксированы в Казани при подведении итогов голосования в первом туре президентских выборов. На основании полученных наблюдателями копий протоколов был сделан вывод о значительном добавлении голосов Б.Н. Ельцину (за счет голосов, поданных как за Г.А. Зюганова, так и за других кандидатов): по одним данным – 35 540 голосов, по другим – 47 040 голосов. Верховный Суд РФ, рассматривавший жалобу коммунистов, направил материалы дела в Прокуратуру РФ, которая реально расследовать его не стала[20].
Следует отметить, что в
Республике Татарстан был собран и
опубликован в
В
В сентябре
Среди региональных выборов
1997–2000 гг. наиболее скандальными оказались
выборы главы Карачаево-Черкесской
Республики в
Серьезные скандалы были связаны
и с выборами губернаторов Московской и
Тверской областей (первый тур – в декабре
Президентские выборы
Как и в других случаях, доказать
удалось лишь единичные факты фальсификаций.
По оценкам экспертов, уровень
фальсификаций мог достичь нескольких сотен
тысяч голосов. Наиболее обоснованные
подозрения в массовых фальсификациях
касаются в основном тех же регионов, что и
на выборах
Грубые фальсификации были
обнаружены на дополнительных выборах
депутата Московской городской Думы по
избирательному округу № 19, проходивших 16
апреля
Однако команда одного из кандидатов («яблочника» А.К. Захарова) оказалась принципиальной и подняла вопрос о фальсификациях, обратившись одновременно в Мосгоризбирком, прокуратуру и суд. В результате итоги голосования по данным 17 и еще нескольким участкам были признаны недействительными, ТИК была расформирована, а против председателя ТИК, который всю вину принял на себя, было возбуждено уголовное дело (прекращенное по амнистии)[30].
Полтора месяца спустя (4 июня
Большое число скандалов,
касающихся фальсификаций, связано с
проходившими в декабре
Так, при анализе итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы по партийным спискам благодаря кооперации партий КПРФ, СПС и «Яблоко» было выявлено большое количество избирательных участков (около 20%), по которым данные копий протоколов, полученных наблюдателями, отличались от официальных данных[32]. Однако в большинстве случаев расхождения были вызваны либо ошибками при составлении копий протоколов, либо устранением очевидных ошибок в первичных протоколах (в частности, несходимости контрольных соотношений). В последнем случае чаще всего имела место, скорее, мелкая «подгонка» данных протоколов, чем целенаправленные сознательные фальсификации.
В то же время на некоторых территориях расхождения были таковы, что вызывали явные подозрения в фальсификациях. Таковы, например, данные по г. Подольску Московской области, где, помимо расхождений между копиями протоколов, полученных наблюдателями от КПРФ и партии «Яблоко», и официальными данными, имел место аномально высокий разброс результатов голосования за «Единую Россию», КПРФ и блок «Родина» (см. раздел 8.1). Однако лишь в Республике Адыгея прокуратура признала факты фальсификаций: в Тахтамукайском районе республики на 20 избирательных участках «Единой России» было приписано 2 985 голосов за счет других партий; фальсификации были выявлены и на четырех избирательных участках Кошехабльского района республики.
Беспрецедентный судебный
процесс прошел после выборов
Первоначально А.Л. Шхагошев обратился в районные и городские суды республики с заявлениями, оспаривавшими итоги голосования на 35 избирательных участках. Ни в одном случае не удалось добиться исследования первичных документов – бюллетеней и списков избирателей. Единственный случай, когда судья потребовал от территориальной избирательной комиссии предъявить списки, также закончился неудачей. Председатель территориальной комиссии отказался выполнить предписание судьи, судья дважды налагал на него штраф, вынес частное определение, однако кассационная инстанция при рассмотрении частной жалобы территориальной комиссии изменила состав суда, т.е. судья, проявивший принципиальность, был отстранен от дела.
В мае
Результаты проходивших одновременно выборов в республиканские парламенты Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Калмыкии рядом партий также были объявлены сфальсифицированными. Наиболее острым был конфликт в Республике Калмыкия, где перед Домом Правительства в течение нескольких дней бушевал митинг с требованием пересмотра результатов выборов и отставки президента республики К.Н. Илюмжинова[34].
Еще один крупный скандал был связан с проходившими одновременно выборами президента Республики Башкортостан, когда было обнаружено, что в типографии, обслуживающей администрацию президента республики, печатался дополнительный (не заказанный избирательной комиссией) тираж бюллетеней. Первоначально в заказе тиража обвинялся руководитель президентской администрации. Однако в конечном итоге виновным был признан директор типографии, которого приговорили к штрафу[35].
На президентских выборах
Серьезными скандалами сопровождались муниципальные выборы в Москве и в Санкт-Петербурге в 2004–2005 гг. Помимо многочисленных отказов в регистрации по сомнительным основаниям неугодным власти кандидатам, наблюдался невероятно высокий уровень досрочного голосования[41], и, кроме того, были зафиксированы прямые фальсификации. В районе Строгино г. Москвы суд отменил результаты выборов по трем избирательным округам. В то же время в районе Дмитровский г. Москвы суд отказался удовлетворить заявления о признании результатов выборов недействительными, несмотря на то, что все факты свидетельствовали о фальсификации[42]. В Санкт-Петербурге также были отменены результаты выборов в некоторых муниципальных образованиях (Звездное, Красненькая речка), однако, по оценкам экспертов, подкуп избирателей и фальсификации были повсеместно. В частности, в муниципальном образовании Академическое факты свидетельствуют о подмене бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей[43].
В том же
С переходом выборов региональных парламентов на смешанную избирательную систему опасность фальсификаций возросла, поскольку при пропорциональной системе даже небольшие изменения в итогах голосования могут существенно повлиять на распределение мандатов. Особенно это касается тех случаев, когда какой-либо из списков получает долю голосов, близкую к размеру заградительного барьера.
Один из наиболее ярких
скандалов, связанных с преодолением
партией заградительного барьера, произошел
на выборах депутатов Государственной Думы
Астраханской области 8 октября
Похожая, но по
сути иная ситуация возникла на выборах
Законодательного Собрания Ленинградской
области 11 марта
На выборах в
Московскую областную Думу (также
проходивших 11 марта
Наиболее громкий скандал
произошел на выборах Народного Собрания
Республике Дагестан 11 марта
Информация о фальсификациях
поступала и из других регионов, где в
течение двух последних «единых
избирательных дней» проходили выборы
законодательных органов. Так, на выборах
Великого Хурала Республики Тыва 8 октября
На выборах в Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга 11 марта
[1] Один
из авторов был членом участковой
избирательной комиссии в Москве на
выборах депутатов Верховного Совета
РСФСР, Московского городского и районных
Советов народных депутатов 24 февраля
[4] По официальным данным Н.И. Рыжков получил 13,4 млн голосов, А.М. Тулеев – 6,8 млн, А.М. Макашов – 3,0 млн.
[5] См.: Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. М., 1995. С. 71–73, 100.
[7] См.: Любарев А.Е. Выборы в Москве: опыт двенадцати лет. 1989–2000. М., 2001. С. 155–161.
[8] Согласно официальным данным, за М.Т. Наролина было подано 262 833 голоса избирателей, что составило 28,7% от числа избирателей, внесенных в списки. Согласно действовавшему в то время закону, для победы в первом туре необходимо было получить более 25% от числа избирателей, внесенных в списки. Уменьшение числа голосов за М.Т. Наролина на 6 061 приводило к снижению доли голосов за него до 28,0%.
[9] Решение
Липецкого областного суда от 21 декабря
[10] Промежуточные
избирательные комиссии не
предусматривались и ранее
действовавшими законами, однако при
проведении выборов и референдумов в
[11] См.: Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. М., 1995. С. 73–105.
[12] Полемике по поводу выводов группы А.А. Собянина посвящены статьи Любарского К. (Новое время, 1994, № 7), Выжутовича В. (Известия, 4.05.1994), Малютина М. (Новая ежедн. газета, 11.05.1994), Костюкова А. (Общая газета, 13–19.05.1994), Веденеева Ю. и Лысенко В. (Независ. газета, 28.06.1994 и 23.07.1994), Собянина А. (Независ. газета, 19.07.1994), Салье М. (Независ. газета, 21.07.1994), а также выступление Н.Т. Рябова (Бюлл. ЦИК РФ, 1994, № 8, с. 4–7).
[13] Отметим,
что А.А. Собянин скончался в
[14] См.:
Постановление ЦИК РФ от 12 апреля
[15] См.:
Выписка из протокола ЦИК РФ от 12 июля
[16] См.: Выборы Президента Российской Федерации. 1996: Электоральная статистика. М., 1996. С. 186–188.
[18] См.: Постановления ЦИК РФ от 19.07.1996 № 112/845-II, от 10.08.1996 № 114/850- II, от 8.10.1996 № 115/857- II, от 28.03.1997 № 124/921- II и от 6.11.1997 № 134/972-II // Вестник ЦИК РФ. 1996. № 17. С. 22–25; № 18. С. 10–11; № 19. С. 55–56; 1997. № 3. С. 42–44; № 9. С. 5–7.
[21] Особая зона: выборы в Татарстане. Ульяновск, 2000.
[22] Особенностью Республики Татарстан является сочетание авторитарного режима с достаточно развитыми (во всяком случае, в Казани) партийными структурами и гражданским обществом, в результате чего факты фальсификаций удается выявить и обнародовать.
[23] См.:
Выборы глав исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. 1995–1997:
Электоральная статистика. М., 1997. С. 134–135,
450–451; Политический альманах России
[24] См.: Государственная Дума России: Энциклопедия. М., 2006. Т. 2. С. 427–428.
[25] См.: Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1997–2000: Электоральная статистика. М., 2001. Т. 2. С. 69; Первые выборы первого Президента Карачаево-Черкесской Республики. Черкесск, 2005. С. 12.
[26] См.: Региональные выборы и проблемы гражданского общества на Юге России. М., 2002. С. 91.
[27] См.: Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Недействительность выборов: Законодательство и судебная практика. М., 2001. С. 64–84, 146–182.
[28] См.: Борисова Е. // Moscow Times, 9.09.2000; Особая зона: выборы в Татарстане. Ульяновск, 2000. С. 49-73.
[29] Впрочем, есть предположение, что фальшивые протоколы все же составлялись, но фальсификаторы не решились представить их суду, чтобы можно было всю вину свалить на одного человека.
[30] См.: Любарев А.Е. Выборы в Москве: опыт двенадцати лет. 1989–2000. М., 2001. С. 300–307.
[31] См. там же. С. 307–311.
[32] Официальные данные были получены в основном с официальных сайтов избирательных комиссий субъектов Федерации: это была первая кампания, когда данные протоколов большей части участковых комиссий были размещены в Интернете.
[33] См.: Кучмезов М.З. // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов. М., 2005. С. 321–326.
[34] См.: Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 96–99.
[35] См.: Ханнанова Г., Гайнуллин И. // Коммерсантъ, 4.06.2005; Вешняков А.А. // Совершенствование правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов. Повышение эффективности использования ГАС «Выборы». М., 2005. С. 12.
[36] См.: Постановление ЦИК РФ от 29.10.2004 № 125/902-4 // Вестник ЦИК РФ. 2004. № 15. С. 29–33.
[37] Председателем
ТИК района Орехово-Борисово Северное, как
и в
[38] См.:
Вешняков А.А. //
Итоги прошедших в 2003–2004 годах
федеральных избирательных кампаний и
задачи по совершенствованию подготовки и
проведения выборов, референдумов. М., 2004. С.
6 (см.
также:
http://www.votas.ru/proku2004.html).
[39] См.: Постановление ЦИК РФ от 20.01.2005 № 135/935-4 // Вестник ЦИК РФ. 2005. № 1. С. 5–6.
[40] См.: Постановление ЦИК РФ от 25.04.2006 № 175/1128-4 // Вестник ЦИК РФ. 2006. № 5. С. 19–22.
[41] Например, в округе № 5 района Строгино г. Москвы доля досрочно проголосовавших составила 41% от числа принявших участие в выборах, а в шести из восьми участковых комиссий округа № 2 района Академический г. Москвы число избирателей, значащихся досрочно проголосовавшими, превысило половину от общего числа проголосовавших (см.: Бузин А.Ю. Московские муниципальные выборы 2004 года: история фальсификации. М., 2005. С. 77–83); в муниципальном образовании Академическое г. Санкт-Петербурга доля досрочно проголосовавших достигла 63,8% (см.: Покровская О.Л., Рыбаков Н.И. // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов. М., 2005. С. 314–318).
[42] См.: Бузин А.Ю. Московские муниципальные выборы 2004 года: история фальсификации. М., 2005. С. 55–57, 67–76.
[43] См.: Покровская О.Л., Рыбаков Н.И. // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов. М., 2005. С. 314–318.
[44] См.:
Мониторинг региональных избирательных
кампаний 11 марта 2007 года // Бюлл.
Национального центра мониторинга
демократических процедур. № 3, май