11. Поездки с родителями

В главе «Детство» я писал о моих поездках с родителями в 1963–1969 годах. Эти поездки продолжились. В 1970 году мы, как и за три года до этого, поехали в район Сочи – но не дикарем, а в пансионат «Зеленая горка» около Адлера. В этот раз и туда, и обратно летели самолетом. В конце нашего отдыха положение осложнилось: в Одессе началась эпидемия холеры, и стали возникать ситуации с отменой рейсов не только в Одессе. Но все закончилось благополучно: мы улетели вовремя. Вероятно, именно тогда стало ясно, что мамина кожа не выдерживает южное солнце. И больше родители на юг не ездили.

В 1971 году мы, как и за три года до этого, поехали в Тульскую область – на турбазу «Велегож». Купались в Оке, ходили по лесу и собирали грибы, пешком дошли до усадьбы Поленово и посмотрели дом-музей замечательного художника.

В 1972 году я с родителями никуда не ездил. А в 1973 году у нас уже была машина, и мы поехали в Прибалтику. У меня сохранился дорожный дневник. Выехали мы 29 июля, поехали по Ленинградскому шоссе. За Калининым (у 186 км шоссе) сделали остановку в лесу, там оказалось очень много черники и немало земляники. Мы решили там заночевать в палатке. На следующий день поехали дальше и остановились на ночевку в кемпинге, не доезжая Новгорода.

На третий день заехали в Новгород и оттуда поехали в Псков. Но в Пскове мы не смогли заправиться, бензобак был пустой, но была канистра на 10 л. Переночевали на окраине в лесочке возле кемпинга (там росла ежевика). Утром на заправке бензина тоже не было, но мы решили на 10 л доехать до эстонского Выру. Папа вел машину на самой экономичной скорости (80 км/час), но в одном месте в дороге была выломана плита, и машина попала одним колесом в яму. Но обошлось – выскочила. В Выру заправились, затем доехали до Отепя и остановились в кемпинге недалеко от Отепя на берегу озера Пюхаярве.

В этом кемпинге мы пробыли с 1 по 6 августа. Купались в озере, собирали грибы и ягоды (между кемпингом и озером был огромный малинник), забирались на смотровую вышку на горе Хабустемяги.

6 августа решили поехать посмотреть другие места. Заехали в Тарту, оттуда доехали до Каукси и остановились в кемпинге на берегу Чудского озера. Но там нам не понравилось, и на следующий день мы вернулись в свой кемпинг на Пюхаярве. Мы провели там еще неделю (с 7 по 14 августа), затем решили ехать дальше.

14 августа мы доехали до Вильянди и остановились там в кемпинге. На следующий день были в Пярну, там тоже ночевали в кемпинге. 16 августа мы доехали до Риги, где провели около трех часов. Затем добрались до Паневежиса, держа курс на Игналину.

И тут нам повезло. Был уже шестой час, и нужно было найти, где переночевать. Мы остановились на окраине Паневежиса, и папа подошел к водителю черной Волги. Но тот не только порекомендовал ночевку, но и спросил, куда мы едем. Узнав, что на Игналину, он сказал, что есть лучше место и показал его на карте. Потом нам говорили, что это фотограф, который открыл это место и всем его рекомендовал, и туда приезжали туристы в основном из Паневежиса.

Мы переночевали по его рекомендации в палатке в лесу около избушки лесника. И 17 августа поехали туда, куда он рекомендовал. Проехали город Молетай, оттуда в сторону Игналины, но примерно в 10 км за Молетаем свернули с шоссе и примерно через два километра подъехали к озеру Бальтейи-Лакаяй и остановились на берегу в палатке.

Отпуск уже заканчивался, и мы пробыли там лишь до 21 августа. Купались, пытались ловить рыбу, собирали грибы и чернику (черники было очень много). Но место так понравилось, что родители потом ездили туда почти каждый год – вплоть до 1991 года. Озеро чистейшее, большое, грибов, черники и брусники много. Народу туда приезжало не очень много, и можно было размещаться, друг друга не тревожа. Окрестные леса в основном сосновые. В ближайших окрестностях – только хутора из двух–трех дворов.

Мы познакомились с хозяином ближайшего хутора, его имя было Винцас, но мы звали его Хозяином. Поначалу он встретил нас неприветливо, но вскоре его отношение изменилось. Он хорошо говорил по-русски: оказалось, что он сидел в лагере, не желая служить в Советской Армии. Он позволял нам пользоваться его лодкой, и мы могли кататься по этому замечательному озеру. Парное молоко мы брали либо у него, либо на других хуторах.

21 августа мы отправились в обратный путь. Погуляли по Вильнюсу, доехали до Белоруссии и заночевали около какого-то озера. На следующий день заезжали в Минск и Смоленск и заночевали в кемпинге около Смоленска. 23 августа вернулись домой.

В 1974 году опять поехали в Прибалтику. Выехали 8 июля, заехали в музей на Бородинском поле, на первую ночь остановились в кемпинге около Смоленска. На следующий день заезжали в Полоцк, затем в Зарасай, ночевали у озера. На третий день заезжали в Каунас, ночевали где-то в лесу. На четвертый день, 11 июля, доехали до Калининграда. Там папе дали в партнерской организации путевку, и мы обосновались в пансионате в Приморье.

Пробыли в Приморье с 11 по 17 июля. Купались (хотя вода была холодная, примерно 17℃), ходили в лес (но ничего там не нашли), ездили в Светлогорск и Янтарный.

17 июля поехали на Куршскую косу – через Калининград и Зеленоградск, ночевали на турбазе. На следующий день переехали на другую турбазу. 19 июля проехали Ниду, на пароме переправились в Клайпеду, затем доехали до Паланги и заночевали в лесу. Оттуда решили ехать на Бальтейи-Лакаяй, куда и доехали вечером 20 июля. И провели там 10 дней, купаясь, собирая грибы и ягоды, изредка наезжая в Молетай, чтобы купить продукты и взять почту до востребования.

1 августа мы поехали обратно, заехали в Вильнюс, ночевали в кемпинге около Смоленска. 2 августа вернулись домой.