5. Моя география 1960-х

Мой географический кругозор не ограничивался Сетунью и Томилино. Мы регулярно ездили в гости к родственникам. В основном к папиным двоюродным сестрам – к тете Сарре на улицу Бориса Галушкина (около метро ВДНХ), к тете Дине на Ленинский проспект (около одноименного метро), к тете Дусе на Кузнецкий мост, к тете Нюсе на Большую Черкизовскую (там сейчас метро Черкизовская, но оно появилось лет через 20), а также к прабабушке и бабушкиным сестрам на улицу Менжинского (тогда туда нужно было идти от станции Лосиноостровская).

Из Сетуни мы обычно ездили купаться в Усово на Москву-реку – туда шла электричка от Рабочего поселка, станции, соседней с Сетунью. На этой же ветке были станции Ильинское и Барвиха. От этих станций тоже можно было дойти до Москвы-реки. В какой-то год (кажется в 1965) в первых числа сентября было тепло, и папа искупался около Барвихи, но его стали гнать, сказав, что там нельзя купаться. Из Ильинского мы как-то пошли в усадьбу Архангельское, мне было тогда шесть лет, и я ничего не запомнил.

Как минимум один раз ездили купаться в Звенигород – тоже по нашей Белорусской дороге. Запомнилось, что что-то произошло с расписанием: мы рассчитывали, что электричка пойдет от Голицыно экспрессом с остановками Одинцово – Сетунь, а она шла со всеми остановками до Одинцово, а потом нас провезла без остановок до Рабочего поселка.

Один раз, это было 9 мая 1965 года, мы пошли пешком из дома за МКАД и Можайское шоссе в сторону поселка Заречье. И дошли почти до Переделкино. Я знал из сказки «Бибигон», что в Переделкино живет Корней Чуковский, и стал уговаривать родителей пойти к Чуковскому. Папа пытался отговорить: «Ну и что ты ему скажешь?». Потом прибегнул к более сильному средству: сегодня День Победы, люди вспоминают погибших родственников. Много лет спустя, читая воспоминания Натальи Ильиной, где рассказывалось, как Чуковский относился к незваным гостям, мама мне напомнила этот эпизод. Впрочем, позже из дневников самого Чуковского я понял, что к детям он относился иначе. Но мне не довелось его увидеть.

Из Томилино мы обычно ездили купаться на Малаховский пруд (шли туда пешком от станций Малаховка или Удельная, две или три остановки от Томилино в сторону от Москвы) или на Белое озеро (от станции Косино, четыре остановки от Томилино в сторону Москвы). Помню был год (вероятно, 1966-й), когда у папы уже была пятидневка (а для основной массы работающих ее ввели в 1967 году). Папа приезжал в Томилино в субботу, и мы с ним ехали на Малаховский пруд. А в воскресенье уже вместе с мамой и папой ездили на Белое озеро.

Еще мы из Томилино ходили (обычно с дядей Осей и его семьей) на карьер с прозрачным кварцевым песком (кажется, он называется Большой Люберецкий карьер). Это было довольно далеко. Реже ходили на Красковский карьер. Однажды доехали до платформы 63 км по той же Рязанской дороге, где было прекрасное озеро (тогда еще не было платформы Белоозерская).

В отпуск родители первый раз меня взяли в трехлетнем возрасте (в 1961 году). Поехали сначала на поезде в Тирасполь, где жили бабушкин брат Элык с женой Лизой, его сын Борис (дядя Боря) с женой Мусей и детьми Гришей и Севой (Сева – мой ровесник). Оттуда все вместе поехали на Черное море в Одесскую область, место мы называли Бугаз (более точное название – Каролино-Бугаз). На обратном пути родители со мной заехали в Одессу, остановились у папиной двоюродной сестры тети Шейны.

С пребыванием в Одессе связан забавный эпизод, который остался у меня в памяти. Я попросил булку. Мама не расслышала и дала мне пульку (то есть кусок курицы). Я повторил просьбу. Тогда мама дала мне кусок хлеба. Я сказал: «Я хочу настоящую булку». И тетя Шейна повела меня в магазин, который был на первом этаже в ее доме, и там купила мне «настоящую булку». Из Одессы мы возвращались на самолете.

Видимо, опыт отдыха с трехлетним ребенком показался родителям не очень удачным, и в следующее два года они меня с собой не брали. Второй я раз я поехал на море с родителями в 1964 году. Доехали на поезде до Феодосии, оттуда поехали в Планерское (нынешний Коктебель), но там родителям не понравилось. Доехали до Судака и сняли там комнату – довольно далеко от моря. В моей памяти остался ресторан, где я долго ел, а его уже собирались закрывать. И из репродуктора очень громко звучала «Каховка», которая меня сильно раздражала (особенно слова про бронепоезд). Из Судака очень скоро мы перебрались в Морское, где и провели большую часть отпуска. Это было в конце августа – начале сентября, потом уже из-за моей школы мы не могли отдыхать в «бархатный» сезон. Возвращались также через Феодосию, были в музее Айвазовского.

В 1965 году папа провел отпуск в санатории в Ессентуках. А летом он занимался пуском Конаковской ГРЭС (на Волге, в Калининской, ныне Тверской области). И мама со мной тоже поехала в Конаково, мы сняли там комнату. Отдыхали, купались в Волге. Именно там я окончательно научился плавать. В один из выходных съездили в Дубну.

В 1966 году повторили отдых пятилетней давности: Тирасполь – Бугаз – Одесса. На Бугазе жили в каком-то пансионате. В Одессе вновь остановились у тети Шейны. Ездили на корабле с подводными крыльями в Лузановку (помню, что меня укачало). В каком-то магазине нас увидела мамина родственница Сарра, и мы потом зашли к ней.

На следующий год решили поехать в Сочи. У родственницы тети Дины, Александры Толстых (работавшей в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова) были там знакомые, и мы с ней и ее семьей поехали к ним. Доехали на поезде до Лоо, оттуда на автобусе (меня укачало). Место было между Якорной Щелью и Головинкой, мы назвали его «Осока», в устье горной речки, которая называется Осакай, или Осохой – место довольно глухое, всего несколько домов.

Несколько воспоминаний из того отдыха. Родители сами готовили еду. Как-то они купили пакет «Кура по-адыгейски», но он оказался таким острым, что есть было невозможно. Отдали хозяйской собаке по кличке Верный. В этот же день мы пошли гулять и позвали с собой Верного. И тот пил из каждой лужи – для него курица тоже оказалась слишком острой. Как-то на галечном пляже развели костер. К нам подошел пограничник и пытался прогнать. Но мужчины его обругали и не подчинились, он вынужден был уйти. Где-то ближе к Головинке был пионерский лагерь. Мы ходили туда смотреть «Кавказскую пленницу». Были в сочинском дендрарии.

В 1968 году мы отдыхали в пансионате около деревни Айдарово (Алексинский район Тульской области, на берегу Оки). Лето было холодное и дождливое, зато грибов было много. Мы научились в них разбираться. Немного ловили с папой рыбу. Как туда добирались – не помню, а обратно – на теплоходе до Тарусы, оттуда на автобусе.

В 1969 году папа поехал в санаторий в Друскининкай, и мы поехали с ним, сняли с мамой комнату. Купались в Немане. Я ходил в какую-то физкультурную группу, там был бассейн. Как-то съездили в Гродно. На обратном пути заехали в Вильнюс и походили по городу.