Период 2012–2016 годов
В 2012 году мое положение в очередной раз изменилось. В предыдущий период (2008–2012) главным местом моей деятельности была Ассоциация «ГОЛОС». Однако в 2012 году моя работа в этой организации завершилась, да и сама Ассоциация к концу года в связи с принятием закона об «иностранных агентах» стала испытывать проблемы, приведшие в конечном счете к ее ликвидации. И я в середине 2012 года перешел работать в Комитет гражданских инициатив (КГИ), где, впрочем, занимался в основном теми же проблемами, что и прежде в Ассоциации «ГОЛОС», а еще раньше – в Независимом институте выборов.
Моя работа в КГИ продолжалась до конца 2019 года. Однако в 2016 году в моей деятельности произошел некоторый сдвиг: после того как во главе ЦИК встала Элла Памфилова, одним из главных направлений моей деятельности вплоть до 2020 года стало взаимодействие с ЦИК. Поэтому в этой главе я описываю период примерно с лета 2012 года до весны 2016 года.
1. Работа в Комитете гражданских инициатив
1.1. Начало контактов с Комитетом гражданских инициатив
Весной 2012 года я уже осознавал, что моей работе в Ассоциации «ГОЛОС» приходит конец. Я пришел туда в 2008 году для создания проекта Избирательного кодекса РФ. Этот проект был завершен в начале 2011 года, и дальнейшая работа в этом направлении не просматривалась. Затем я принимал участие в проводимом Ассоциацией мониторинге избирательных кампаний, но эта работа меня не вполне удовлетворяла. В частности, мне не удалось добиться нормальной работы над сборниками по мониторингу федеральных кампаний 2011 и 2012 годов (см. подразделы 4.10.7 и 4.10.8 предыдущей главы).
К тому же Ассоциация испытывала некоторые финансовые проблемы и уже не могла обеспечить меня полноценной зарплатой. Во втором квартале 2012 года я еще получал деньги за участие в организации российско-германской конференции по местному самоуправлению и муниципальным выборам. Дальше зарплата уже не была гарантирована.
В связи с этим я стал искать новые точки приложения сил. У меня сохранился текст, написанный 13 марта 2012 года (но я его так никому и не отправил):
«Медведевские реформы означают, в первую очередь, перезагрузку партийной системы, и, по-видимому, увеличение разнообразия в отношении региональных и муниципальных выборов (тем более, что в отношении муниципальных выборов реформа была начата еще Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ).
В связи с этим возрастает потребность в независимом исследовательском центре, который мог бы отслеживать ситуацию с выборами и партиями и оперативно предлагать необходимые коррективы (одновременно проводя и более глубокие исследования).
В настоящее время ничего подобного нет. Ранее существовавшие Институт развития избирательных систем (ИРИС) и Независимый институт выборов (НИВ) лежат в анабиозе. Ассоциация “ГОЛОС” выполняет другие функции и в качестве исследовательского центра не годится.
Главный вопрос, естественно, в финансировании такого центра. Мой опыт показывает, что от зарубежных фондов трудно ждать финансирования исследовательских проектов. Российское государство не готово финансировать структуры, которые были бы нацелены на независимую выработку решений. Остаются российские бизнесмены, но они либо не осознают важности этой работы, либо напуганы.
Понятно, что центр мог бы сам зарабатывать средства оказанием консультационных услуг, но я сильно сомневаюсь в возможности его самоокупаемости, тем более, в первое время.
Мне были бы чрезвычайно интересны ваши соображения на этот счет».
Но вот 5 апреля 2012 года Алексеем Кудриным был создан Комитет гражданских инициатив. Узнав об этом, я понял, что у меня появляется шанс продолжить работу в сфере выборов под эгидой этой организации. Тем более, что среди членов Комитета я увидел своих знакомых – Евгения Гонтмахера и Дмитрия Орешкина.
24 апреля я послал в КГИ свою инициативу и продублировал ее мэйлами Гонтмахеру и Орешкину:
«Неудовлетворенность демократической общественности тем, что выдается за “комплексную политическую реформу” вполне оправдана. Однако демократическая общественность должна иметь собственный план действительно комплексной политической реформы, причем не в виде общих пожеланий, а в виде готовых законопроектов.
Один такой законопроект уже существует – это проект Избирательного кодекса РФ, подготовленный под эгидой ассоциации “ГОЛОС” при широком участии общественности и экспертного сообщества. Проект был официально внесен в Государственную Думу 29.02.2012 пятью депутатами из фракции “Справедливая Россия”, но возвращен заявителям в связи с отсутствием заключения Правительства РФ. Дальнейшие планы депутатов, внесших проект, мне пока неизвестны.
К сожалению, проект пока не стал документом, объединяющим все демократические силы, хотя необходимость реформы избирательного законодательства признается всеми. В этом направлении еще необходима большая работа. Отмечу, что проект поддержан рядом членов КГИ (Е.Ш. Гонтмахер, Д.Б. Орешкин, Е.Г. Ясин, И.Ю. Юргенс).
Однако, помимо Избирательного кодекса, необходимо подготовить еще ряд законопроектов, связанных с политической реформой. Это, в частности, проект нового Федерального закона о политических партиях и проект нового Федерального конституционного закона о референдуме РФ. Поскольку эти законы тесно связаны с Избирательным кодексом, я мог бы возглавить группу по их подготовке, опираясь в основном на тот же круг экспертов и общественных организаций, что и при подготовке Избирательного кодекса».
На следующий день я получил от Гонтмахера ответ – обещание переговорить с Кудриным. Встреча с Кудриным состоялась 15 мая. В ней участвовали также Гонтмахер и работавший в аппарате КГИ Андрей Николаевич Максимов, который ранее работал в ИНСОРе и организовал там презентацию нашего проекта Избирательного кодекса. На следующий день я послал Гонтмахеру написанный мной проект, который я озаглавил «Анализ и оценка действия изменений законодательства о выборах и политических партиях, произведенных в 2011–2012 годах». Я предполагал, что по времени проект должен охватить как региональные и муниципальные выборы, намеченные на 14 октября 2012 года, так и следующие, которые по действовавшему тогда закону должны были пройти в марте 2013 года. Но поскольку уже шли разговоры о замене двух в году дней голосования (в марте и октябре) на один в сентябре, я отмечал, что в случае принятия такого закона окончание проекта нужно будет перенести на соответствующее время. Содержание проекта укладывалось в 7 пунктов:
1. Анализ процесса регистрации новых политических партий.
2. Анализ выборов высших должностных лиц субъектов РФ.
3. Анализ действия законодательных новелл на выборах законодательных органов субъектов РФ.
4. Анализ действия законодательных новелл на выборах представительных органов муниципальных образований.
5. Анализ действия законодательных новелл на выборах глав муниципальных образований.
6. Анализ действия новелл, связанных с апелляционным судебным разбирательством избирательных споров.
7. Предложения по изменению законодательства о выборах, политических партиях и судебном рассмотрении избирательных споров.
В качестве исполнителей я предполагал моих коллег по мониторингу, проводимому Независимым институтом выборов и Ассоциацией «ГОЛОС» – Андрея Бузина, Александра Кынева и Екатерину Скосаренко.
15 июня я принимал участие в организованном КГИ круглом столе в Санкт-Петербурге, но еще как представитель Ассоциации «ГОЛОС» (см. подраздел 4.10.8 предыдущей главы).
2 июля я послал в КГИ новый проект, озаглавленный «Мониторинг избирательных и связанных с ними процессов». В нем было шесть направлений.
Направление 1. Мониторинг процесса создания и регистрации новых политических партий (исполнители – Кынев А.В., Любарев А.Е.).
Направление 2. Мониторинг изменений федерального и регионального избирательного законодательства (исполнитель – Любарев А.Е.).
Направление 3. Мониторинг хода избирательных кампаний по выборам органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления 14 октября 2012 года (исполнители – Кынев А.В., Любарев А.Е.).
Направление 4. Подготовка к наблюдению и организация наблюдения в день голосования 14 октября 2012 года, анализ итогов голосования и оценка степени фальсификаций (исполнители – Орешкин Д.Б., Бузин А.Ю.).
Направление 5. Подготовка и судебное сопровождение жалоб на нарушения избирательных прав граждан, анализ судебных процессов (исполнитель – Бузин А.Ю.).
Направление 6. Подготовка и обсуждение предложений по изменению законодательства о выборах и политических партиях (исполнители – Любарев А.Е., Бузин А.Ю., Кынев А.В.).
1 августа 2012 года я был зачислен в штат Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив на должность советника. Я наконец-то формально уволился из Независимого института выборов, где фактически не работал уже четыре года, и забрал оттуда свою трудовую книжку. Однако в штате Фонда Кудрина я пробыл недолго. 31 декабря 2012 года был уволен в связи с истечением срока трудового договора. Руководство фонда решило, что меня нецелесообразно держать в штате. И в последующие семь лет я работал по проектам КГИ, получая деньги по гражданско-правовым договорам.