4. Работа в Ассоциации «ГОЛОС»
4.1. Предыстория
Идея создания Избирательного кодекса в то время витала в воздухе. Уже был проект фракции «Яблоко» (то есть Виктора Шейниса) 1994 года. Когда я стал изучать историю вопроса, то узнал, что первая попытка была еще в 1992 году. В 2000 году в докладе ЦИК было сказано, что по прошествии цикла выборов (т.е. в 2004 году) можно будет приступить к кодификации избирательного законодательства. И в 2004 году ЦИК утвердила программу исследований своего Научно-методического совета, которая включала разработку концепции Избирательного кодекса РФ со сроком исполнения – второе полугодие 2006 года. Но ничего сделано не было. В 2007 году была принята новая программа, в которой подготовка концепции и структуры Избирательного кодекса РФ была запланирована на IV квартал 2008 года.
Ответственным по этому пункту был зав. кафедрой конституционного и муниципального права Сурен Адибекович Авакьян. Я позвонил ему, и он мне сказал, что ничего делать в этом направлении не собирается. Впрочем, я и так понимал, что у него идей в отношении Кодекса нет. Кроме того, я пришел к убеждению, что Избирательный кодекс, который отвечал бы демократическим критериям, не смогут создать госструктуры (Госдума, ЦИК, Администрация Президента), его могут создать только независимые эксперты, представляющие гражданское общество.
Сам я быстро стал приверженцем идеи создания Избирательного кодекса – по мере того, как углублялся в проблемы избирательного законодательства. Эта идея четко прозвучала уже в моей кандидатской диссертации, защищенной в 2004 году. Впрочем, я писал в главе о периоде 1999–2003 годов, что еще в 2002 году Александр Иванченко пригласил меня в Независимый институт выборов (НИВ) для работы над проектом Избирательного кодекса. Из этого ничего не вышло, но некоторые идеи я высказал уже тогда. А в докладе «Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов», который мы с Александром Иванченко, Алексеем Автономовым, Андреем Бузиным, Владимиром Кривцовым и Александром Кыневым подготовили в 2005 году к одноименной международной научно-практической конференции (см. предыдущую главу, подраздел 3.7.2), в перечне перспективных мер первым пунктом шло: «Разработать Избирательный кодекс Российской Федерации, основанный на приоритете избирательных прав граждан, международных избирательных стандартах, принципах народовластия и федерализма». И дальше эту идею мы повторяли почти как «Карфаген должен быть разрушен».
Таким образом, я был внутренне готов к работе над Избирательным кодексом. Нужно было только найти финансирование для этой работы и подобрать команду. И в начале 2008 года этой идеей загорелась Лилия Шибанова, исполнительный директор Ассоциации «ГОЛОС», с которой я познакомился еще в декабре 2001 года и начал плотно сотрудничать в 2005 году при подготовке упомянутой выше конференции.
Первые попытки начать работу над Избирательным кодексом относятся к январю и февралю 2008 года. 17 января Шибанова организовала конференцию «Избирательные законодательства России, Грузии и Кыргызии: сравнение и возможности применения избирательных норм в России». В памяти от этого мероприятия осталось немного. Сохранившаяся программа включала две части, озаглавленные «“Черный ящик” российских выборов в сравнении с прозрачными процедурами Грузии и Кыргызстана» и «Российская реальность и наиболее приемлемые для страны электоральные процедуры».
После этой конференции была вроде как создана рабочая группа по разработке Избирательного кодекса России (состав ее в моем архиве не сохранился, но, судя по адресам рассылки, в нее вошли, кроме меня, Шибановой и других представителей «ГОЛОСа», Олег Каюнов, Леонид Кириченко, Владимир Римский, Вадим Прохоров, Андрей Бузин, Ирина Привина, Александр Кынев). Шибанова просила заполнить анкету, в которой нужно было высказать отношение к нормам Избирательного кодекса Грузии, касающихся голосования и подсчета голосов.
7 февраля 2008 года прошла вторая конференция, озаглавленная «Территориальные избирательные комиссии: сбор протоколов и наблюдение. Сравнительный анализ электоральных норм России, Грузии и Кыргызстана». В качестве последнего пункта программы конференции было обозначено «Обсуждение регламента работы рабочей группы по созданию Избирательного кодекса России». В памяти у меня от этого мероприятия также мало что осталось, в частности, я не помню, обсуждался ли реально регламент рабочей группы.
Однако я помню, что дальше работа не продвинулась. Мне самому не нравилось, во-первых, стремление Шибановой копировать нормы Грузии или Кыргызстана, во-вторых, ее желание начинать работу с конца, то есть с процедур голосования и подсчета голосов. Для меня главными были другие вопросы.
Все изменилось, когда я лишился работы в НИВ. В сентябре 2008 года Шибанова предложила мне начать работать в «ГОЛОСе» и возглавить в нем проект по созданию Избирательного кодекса. Я согласился, и с 1 октября 2008 года начал работу в Региональной общественной организации в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС» в должности эксперта. Я был оформлен по совместительству (трудовая книжка осталась у бухгалтера НИВ), первоначально с формально двухчасовым рабочим днем (то есть на четверть ставки). Как я уже писал, работал я в основном дома, но регулярно приезжал в офис «ГОЛОСа» и обсуждал возникавшие проблемы. Работа эта продолжалась (при некотором изменении условий) до лета 2012 года.