6.2. «Группа поддержки»
К сожалению, переписка того времени у меня не сохранилась полностью – только отдельные, специально сохраненные фрагменты. Поэтому я не могу точно определить, с кем и когда я начал обсуждать проблемы «поддержки». Здесь я попробую дать общий перечень тех людей, с кем я взаимодействовал, хотя не всех можно было считать членами «группы поддержки». Очно знаком в тот момент я был только с Замятниным и Идлис (Григорием Моисеевичем и Розалией Григорьевной), с кем-то познакомился позже, а с кем-то знакомство так и осталось заочным.
Замятнин Александр Александрович (1940–2020) – о нем я подробно написал в подразделе 4.3 главы о периоде 1992–1998 годов. Доктор биологических наук, в 1992 году проверявший способность Меклера предсказывать положения S-S-мостиков в олигопептидах и с тех пор ставший твердым сторонником его теории. Мы с ним работали формально в одной лаборатории, хотя он в это время большую часть проводил в Чили, а я уже работал на полставки и в институте бывал мало.
Идлис Григорий Моисеевич (1928–2010) – астроном, профессор, в 1964–1972 годах был директором Астрофизического института АН Казахской ССР, затем переехал в Москву, где работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР. Тесть Л.Б. Меклера. Один из авторов «антропного принципа», согласно которому наблюдаемый нами мир со всеми его основными характеристиками выделяется из множества всевозможных миров в структурно неисчерпаемой Вселенной потому, что он удовлетворяет необходимым и достаточным условиям для естественного возникновения в нём жизни и для её развития вплоть до высших разумных форм. На этот принцип ссылался в своих работах Меклер.
Идлис Розалия Григорьевна (1949–2020) – математик по образованию. Заинтересовавшись проблемами биологии, ознакомилась с публикациями Меклера и создала граф его А-А-кода, который помог Меклеру в 1980-х годах развить его теорию. Стала его женой (родившей ему троих детей) и соратником, соавтором его публикаций 1980-х – 1990-х годов. В 2000-е годы разочаровалась в его теории и в дальнейшем эту работу не поддерживала.
Шаров Валерий Юрьевич (1953–2014) – биолог по образованию, журналист и писатель. Автор первой публикации о Меклере (в газете «Московские новости» в 1987 году). В 1989–1992 годах прошел курс космической подготовки с присвоением звания «космонавт-исследователь», но в космос не попал. Автор книг «Приглашение в космос» (которую он мне подарил, там есть немного и о Меклере), «Притяжение космоса», «Шаг в сторону: за чертой инстинкта».
Маршак Яков Иммануэльевич – внук С.Я. Маршака. Окончил мехмат МГУ, затем переквалифицировался в биофизика и иммунолога и в конечном итоге стал врачом-наркологом, основателем «Клиники Маршака». Некоторое время работал с Меклером в Израиле.
Червонобродов Павел Леонович – инженер по образованию, кандидат технических наук. В те годы жил в Израиле. Один из наиболее активных пропагандистов идей Меклера.
Червонобродов Семен Павлович – сын П.Л. Червонобродова. В то время жил в Москве, оказывал нам техническую помощь.
Чернобельский Александр Аронович – специалист по ТРИЗ, кандидат технических наук. С 1991 года жил в Израиле (до этого – в Кишиневе). Активный участник наших обсуждений.
Гарбер-Гробер Лина (1931–2021) – математик. Работая в Новосибирске, помогала Меклеру и Идлис делать статистические расчеты. В 1989 году репатриировалась в Израиль. У нее хранилась значительная часть архива Меклера. Вот выдержки из некролога: «В Израиле была настоящим генератором идей в научной области, в неформальном образовании и в помощи реализации творческих способностей, поддержании уверенности в себе и морального духа высоко образованных репатриантов из СССР… Неприхотливая, настоящая бессребреница, умная и обаятельнейшая, честная, порядочная, супер-работящая, преданная делу и всей душой болеющая за него».
Гробер Владимир – муж Лины. Активно помогал ей и Меклеру.
Попов Станислав – биолог. Жил в те годы в Израиле. Активный участник наших обсуждений.
Левин Арье – дипломат, первый посол Израиля в России. Оказывал Меклеру значительную поддержку.
Элькон Борис – израильский политик. Поддерживал Меклера. Меклер назначил его распорядителем своего завещания.
Коняевы Андрей, Александр и Юрий – братья, российские предприниматели, финансировавшие работу Меклера и Идлис в 1991–1993 годах.
О членах этой неформальной группы я так написал Розалии Григорьевне 2 июня 2005 года – сразу после одной из наших встреч:
«Сейчас, когда я перебираю состав участников, мне становится понятным, что нас объединяет не только желание продолжить дело Л.Б. Точнее, я чувствую, что идеи Л.Б. привлекают людей определенного склада – людей с широтой интересов и мышления. Шаров – биолог по образованию и журналист по профессии, прошедший двухлетнюю подготовку для космического полета. Замятнин – физик и биолог, в молодости писавший музыку, к которой благосклонно относился Шостакович, автор капустников и т.п. Маршак – математик и врач (гены деда – гениального поэта тоже, вероятно, как-то проявляются). Ваш отец – астрофизик, историк и философ (сейчас я держу в руках книгу "В поисках истины", которую он мне сегодня подарил, и чувствую, что этими тремя определениями его талант не исчерпывается). Вы сами – соединившие "жар холодных числ" с многолетней работой в области теоретического естествознания. Про Червонобродова и Коняевых я не знаю, но чувствую, что и они из той же породы».