6. Начало сотрудничества с Независимым институтом выборов
Независимый институт выборов (НИВ) был создан в форме автономной некоммерческой организации (АНО) в 1999 году Александром Владимировичем Иванченко. Иванченко в 1993–1996 годах был зам. председателя ЦИК России, а в 1996–1999 годах, после ухода Н.Т. Рябова – председателем ЦИК. Подробнее я о нем напишу в другом разделе. После того, как в 1999 году Иванченко не был включен в новый состав ЦИК, он решил создать институт, оппонирующий ЦИК, и переманил туда некоторых сотрудников аппарата ЦИК.
С января 2000 года НИВ стал выпускать журнал «Выборы. Законодательство и технологии». Это был фактически первый журнал о выборах общероссийского уровня (до этого были журналы, издававшиеся избирательными комиссиями некоторых регионов). Главным редактором журнала стал известный профессор-конституционалист Всеволод Иванович Васильев, ему тогда было 73 года. Секретарем вскоре стала сотрудница НИВ Марина Робертовна Холмская.
Всего за три года вышло 28 номеров журнала: по 10 номеров в 2000 и 2001 годах, в 2002 году успели издать 8 номеров. Авторам платили гонорар.
Мне про НИВ и журнал впервые рассказал Андрей Бузин. Он начал сотрудничать с журналом почти сразу же. В 2000 году в журнале вышли две его статьи – о качестве подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях (в № 3) и об использовании административного ресурса в СМИ на московских муниципальных выборах (в № 5).
В 2001 году Андрей решил послать в журнал нашу с ним совместную статью об использовании московской мэрией административного ресурса на выборах Госдумы и мэра Москвы 1999 года, которую ранее ему не удалось никуда пристроить. Бузин назвал ее «Избирательные технологии московской власти». Эта статья вышла в № 9-10 под заголовком «Сделано в Москве». Заголовки, по словам Холмской, придумывал сам Васильев.
В декабре 2001 года на круглом столе, организованном совместно НДИ и МРИ, я познакомился с Холмской. Она знала, что я выпустил книгу о выборах в Москве, и попросила меня написать статью о выборах в Мосгордуму 2001 года. Я согласился. Но прежде я передал в журнал короткую заметку, навеянную одним из эпизодов на заседании МГИК – о своеобразном отношении членов МГИК к избирательным правам. Я озаглавил ее «Какие права нам обеспечивают», но статья вышла в № 12 под неудачным заголовком «Какие права обеспечивают свободные, честные и справедливые выборы». В статье я поднял некоторые вопросы, к которым позже не раз возвращался: в первую очередь о том, что в федеральном избирательном законодательстве в качестве отправной точки должно лежать представление об избирательных правах граждан. В частности, я писал: «В этом эпизоде очень ярко проявилось доминирующее в сознании организаторов выборов представление об активном избирательном праве как о праве избирателя получить избирательный бюллетень, поставить в нем некую отметку в определенном месте и опустить его в ящик для голосования. Дальнейшая судьба такого бюллетеня, то есть голоса избирателя, уже к праву избирателя как будто бы отношения не имеет… Включает ли данное понятие право избирателя на то, что его голос будет учтен в соответствии с его волеизъявлением?» Только в 2013 году Конституционный Суд подтвердил мою точку зрения в этом вопросе.
Статью о выборах в Мосгордуму я тоже написал, и она вышла в № 1 за 2002 год под заголовком «На “столичном” уровне». Следующую статью я написал по итогам обсуждения в Госдуме проекта нового федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Она вышла в № 5 под заголовком «На перекрестке мнений».
Следующую статью я написал совместно с сотрудником НИВ Владимиром Ильичем Кривцовым. Первоначально я послал в институт свое экспертное заключение на проект федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», внесенный президентом. Оказалось, что такое экспертное заключение было поручено Кривцову. В результате получилась совместная статья, вышедшая в № 6-7 под заголовком «Перед вторым чтением».
Затем я написал еще две статьи. Одна была опубликована в № 8-9, она касалась проблем, с которыми должны были столкнуться региональные законодатели при подготовке своих законов о выборах в соответствии с новым Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Я сам в это время начал по заданию Горбунова работать над московским законом, так что хорошо знал, о чем пишу. Статью с назвал «Задачки для региональных законодателей», редактор это название лишь немного изменил: получилось «Задачки для региональных депутатов».
Последняя статья, опубликованная в № 10 под заголовком «Как выбирать Президента», была посвящена анализу проекта федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», внесенного президентом.
Для следующего номера я начал готовить статью о голосовании «против всех». Но следующего номера не было. Холмская сообщила мне, что Васильев и она уходят: их обидели претензии Иванченко по поводу того, что они не ищут новых авторов. Позже Иванченко мне жаловался: материала для журнала постоянно не хватало, и ему приходилось заставлять сотрудников НИВ писать статьи, отвлекая их от другой работы.
В результате Иванченко решил прекратить выпуск журнала. Через некоторое время я сообщил ему, что готов заняться восстановлением журнала. Он к этому отнесся с интересом, мы этот вопрос обсуждали, но практических шагов не было сделано. Позже, когда я уже пришел работать в НИВ, вопрос о восстановлении журнала вновь возник, были переговоры с разными потенциальными редакторами, но вновь издавать журнал Иванченко так и не решился.
С самим Иванченко я познакомился летом 2002 года. Я тогда уже думал о подготовке диссертации по избирательному праву, и ему такой подход импонировал. Как-то он позвал меня и сообщил, что решил начать работу над Избирательным кодексом. Подготовку такого проекта Иванченко решил возложить на группу, в которую включил меня, Кривцова и сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения Алексея Павлушкина. Я даже написал короткую записку «О подготовке Избирательного кодекса». Но дальше этого дело не пошло.
Лишь в октябре 2003 года я начал работать в НИВ. Но об этом будет рассказано в другой главе.