3. Избирательные кампании 1999–2003 годов

3.1. Выборы в Государственную Думу, Мэра Москвы и советников районных Собраний в 1999 году

В декабре 1999 года в Москве совмещались три вида выборов – в Госдуму, мэра Москвы и советников районных Собраний. Мы пытались следить за всеми этими выборами.

В первой половине сентября я занимался координацией выдвижения кандидатур в состав окружных избирательных комиссий (ОИК), а затем (во второй половине сентября – первой половине октября) – в территориальные комиссии (ТИК). Официально выдвигали, в частности, «Яблоко», движение «Демократическая Россия» и Российское объединение избирателей. Приходилось преодолевать сопротивление некоторых районных управ, не желавших принимать документы. Взаимодействовал по этому вопросу с Элеонорой и Ириной Чайковскими, Натальей Бородиной и Ольгой Никоновой из «Яблока», помощниками Катаева и сотрудниками «Московской альтернативы». 25 сентября я участвовал в учебе членов ТИК, организованном «Яблоком» (вместе с Шейнисом, Луценко, Бородиной и Бузиным). Позже, уже в ноябре участвовал и в формировании участковых комиссий.

По итогам формирования ОИК написал заметку для сайта МОИ «Окружные избирательные комиссии в Москве сформированы префектурами» (опубликована 22.09.1999). Позже написал еще заметки «Новые данные о нарушении законодательства о выборах при формировании окружных избирательных комиссий в Москве» (18.10.1999) и «Ответ на письмо в Центризбирком приходит из МГИК» (09.11.1999). По формированию ТИК я написал заметки «Московская городская избирательная комиссия присвоила себе право выдавать разрешения» (07.10.1999; Марианна Славутская на нее обиделась) и «О формировании территориальных избирательных комиссий: теория и практика» (14.10.1999).

6 октября в газете «Вечерняя Москва», а 7 октября в газетах «Тверская, 13» и «Московская правда» (в последней под заголовком «Надеюсь на вашу поддержку») появилось обращение Лужкова, начинавшееся словами: «Дорогие москвичи!» В нем он сообщал о том, что дал согласие баллотироваться инициативной группе, возглавляемой директором Московского института «Теплотехника» Ю.С. Соломоновым. Обращение заканчивалось следующим абзацем: «Еще раз выражаю свою признательность всем инициативным группам, выдвинувшим меня кандидатом на должность мэра Москвы, и надеюсь на вашу поддержку во время выборов 19 декабря 1999 года».

В заключительной фразе нетрудно было усмотреть признаки предвыборной агитации, которую кандидат не имел право вести до регистрации. Кроме того, обращение не сопровождалось указанием на оплату публикации из избирательного фонда кандидата. Если бы публикация в газете «Тверская, 13» (органе Правительства Москвы) оказалась неоплаченной, налицо был бы факт злоупотребления служебным положением.

8 октября я направил в городскую избирательную комиссию письмо, в котором обращал внимание комиссии на публикацию обращения Лужкова в газете «Тверская, 13» и просил комиссию признать факт нарушения Лужковым и газетой «Тверская, 13» избирательного законодательства, а также указать Лужкову и редакции газеты на недопустимость подобных действий.

21 октября городская комиссия обсуждала это письмо в моем присутствии. Приглашенный на заседание Соломонов объяснил, что целью публикации было проинформировать все инициативные группы, выдвинувшие Лужкова, о том, что он дает согласие только одной из них. Публикация во всех газетах была оплачена из избирательного фонда кандидата. Большинство членов городской комиссии пришли к выводу, что заключительные слова Лужкова «надеюсь на вашу поддержку во время выборов 19 декабря 1999 года» относятся не ко всем москвичам, а только к тем, кто выдвинул его на должность Мэра, и поэтому не являются предвыборной агитацией.

Вопрос о злоупотреблении служебным положением отпал, поскольку выяснилось, что публикация оплачена из избирательного фонда. Вместе с тем, городская комиссия признала нарушение закона газетой «Тверская, 13», так как при публикации обращения не было указано, что она оплачена из фонда кандидата. Комиссия решила обратить внимание средств массовой информации на необходимость строгого соблюдения предусмотренного законом порядка публикации материалов в период избирательной кампании.

Эта история получила странный резонанс в «Московском комсомольце». 2 ноября в этой газете была опубликована статья Е. Егоровой «Война за Третий Рим». В ней в сильно перевранном виде упоминалась поданная мной жалоба без упоминания моего имени (других жалоб, как я выяснил, не было) и делался вывод: «В общем, придираться будут к любой мелочи».

Об этой истории я написал заметки «Об обращении Лужкова к москвичам» (17.10.1999), «МГИК не считает, что Лужков нарушил закон» (22.10.1999) и «МК написал о нас?» (18.11.1999).

Я продолжал писать заметки о нарушениях на этих выборах: «Кто кричит "Держи вора!"?» (18.11.1999), «О публикациях в газете "Метро", посвященных выборам мэра и вице-мэра» (24.11.1999), «Краткий и неполный перечень нарушений установленных законом правил предвыборной агитации в московских печатных СМИ» (05.12.1999), «Выполняют ли московские государственные СМИ требование Закона об обеспечении равных прав кандидатов?» (05.12.1999), «Спецагитвыпуск правительственной газеты» (14.12.1999), «Почему не выполняются даже те требования закона, которые легко выполнить?» (14.12.1999).

С 16 ноября я был членом МГИК с правом совещательного голоса. Подробнее о работе в МГИК этом я напишу в подразделе 4.1. Здесь нужно отметить, что я выполнял роль связующего звена между штабом СПС и МГИК. Хотя главным связующим звеном был все же Тимур Катеев, член МГИК с правом совещательного голоса от Сергея Кириенко, но и мне приходилось заниматься этим. В частности, я организовывал подачу от СПС заявки на участие в жеребьевке бесплатного эфира и печатных площадей.

Другой частью взаимодействия были жалобы на незаконную агитацию. Следует отметить, что московский избирательный штаб СПС в большинстве случаев не предпринимал адекватных действий в связи с газетными публикациями, затрагивающими честь, достоинство и деловую репутацию своих кандидатов. Законодательство о СМИ и о выборах предусматривали в таких случаях право на ответ или опровержение. Но штаб СПС ни разу не воспользовался этим правом.

В нескольких случаях штаб реагировал на газетные публикации по моей инициативе. Так, после выхода статьи В. Гусева «Не прячьте ваши денежки» в газете «Метро» за 23 ноября, штаб направил 30 ноября жалобы прокурору г. Москвы и в городскую избирательную комиссию. Ответы на них не были получены. Одновременно юристы штаба подготовили письмо в редакцию газеты «Метро» с требованием опубликовать опровержение. Однако текст опровержения так и не был подготовлен, и в результате письмо не было послано. Более успешной была судьба двух жалоб на газету «Тверская, 13». Но о них я напишу в подразделе 4.1.4.

Отмечу еще один момент. Сразу после дня голосования штаб СПС начал сворачиваться. Мне хотелось, чтобы мы как-то проанализировали кампанию, провели «разбор полетов». Но ничего этого сделано не было, во всяком случае, я об этом ничего не знаю.

Титульный лист | Мемуары

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz