2. Работа над избирательным законодательством
2.1. Работа над московским и федеральным законодательством в 1999 году
В марте 1999 года мой товарищ Андрей Бузин решил принять активное участие в работе над московским законом о выборах. И вовлек в эту работу меня. 12 марта он передал мне внесенный мэром 10 марта проект закона Москвы «О выборах в органы власти в городе Москве», который получил от депутата Мосгордумы Дмитрия Катаева. Проект готовила рабочая группа, возглавляемая вице-премьером Правительства Москвы, членом МГИК Анатолием Петровым, в нее входили, в частности, председатель МГИК Валентин Горбунов и депутат Мосгордумы Степан Орлов.
И я начал писать поправки. Писал 14 и 15 марта – получились 62 поправки. 23 марта обсудили их с Бузиным. Андрей принял большую часть моих поправок и сказал, что напишет еще другие поправки. Далее мы работали над поправками вдвоем. К 1 апреля уже имели 101 поправку.
1 апреля в Мосгордуме прошли слушания по проекту закона. Его представлял Петров (мы с ним тогда и познакомились). Вот выдержки из моего дневника: «Слушания начались в 16:05. Народу было немного, из депутатов только Орлов и Катаев. Вначале Петров полчаса рассказывал о проекте, затем еще полчаса отвечал на вопросы… Выступило 8 человек (включая Катаева). Бузин дал общую оценку и сказал о наших поправках. Я говорил о некоторых конкретных вещах: о формировании избиркомов, о праве изб. объединений снимать кандидатуры и немного вообще. Все выступления заняли менее получаса. Затем еще 15 мин Петров выступал с заключительным словом. Он сказал, что его не удовлетворили слушания, и дал отпор всем предложениям, которые звучали в выступлениях. Затем коротко выступил Орлов. Он похвалил нас за то, что мы сделали проект поправок… Бузин пытался договориться с Петровым о встрече, но неудачно (в своем выступлении Катаев предложил Петрову поработать с нами)».
7 апреля законопроект был принят в первом чтении, и уже к первому чтению в него было внесено много поправок – как хороших, так и безобразных (по нашей оценке). Часть поправок была связана с тем, что 30 марта был подписан Федеральный закон, создавший новую версию Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…». И мы с Бузиным продолжили работать над нашими поправками. 23 апреля передали поправки Катаеву. Всего получилось 148 поправок.
Редактор (Петров) поддержал 40 наших поправок, еще 20 поправок были учтены при подготовке поправок редактора. Мы продолжали бороться за неподержанные поправки. 18 мая совещались по этому поводу в Мосгордуме с коллегами из «Яблока» (Наталья Бородина) и ДВР (Сергей Вдовин, Никита Кузнецов) и депутатом Юрием Загребным. Решили, что на заседании Мосгордумы должны выступить я и Кузнецов.
19 мая состоялось заседание Мосгордумы. Вот выдержки из моего дневника: «Петров сделал доклад минут на 20, затем кратко выступил Орлов… Затем 25 минут задавались вопросы, после чего был объявлен перерыв. Первым вопросы задавал Катаев. Я подготовил ему список своих вопросов, но он им не воспользовался…
На дневном заседании депутаты еще 50 мин продолжали задавать вопросы, из них 40 мин – Загребной. Затем начались выступления. Выступали Загребной, Катаев и Горбунов. Я и Кузнецов подали записки с просьбой предоставить слово. Оказалось, что нас не оформили как приглашенных экспертов, поэтому нам слово предоставлять не обязательно, а – по желанию депутатов. Катаев выступил в нашу защиту, но предложил дать слово одному из нас (мы уже договорились, что в этом случае выступаю я). Проголосовали, нужно было получить 7 голосов, но проголосовали 6. Тогда Катаев сказал, что он не успел нажать кнопку. Было поставлено на голосование: достаточная ли это причина, чтобы переголосовать. Депутаты согласились переголосовать, после чего количество голосов "за" оказалось 11, и мне предоставили слово.
Я сказал, что проект стал лучше, и его можно принять во втором чтении. Выразил сожаление, что Петров не встретился с нами. Высказал критику 3-х поправок редактора, затем остановился на некоторых наших не принятых поправках. В 5 минут не уложился, пришлось оборвать выступление.
Затем Петров кратко подытожил дискуссию. В частности, он сказал Катаеву, что не знал с кем встречаться, т.к. на его поправки работало несколько институтов. Депутаты проголосовали, приняли решение, до которого срока подавать поправки… В холле Горбунов мне сказал, что нам надо было позвонить ему и встретиться с ним».
Здесь требуется несколько комментариев. Это было мое первое выступление на заседании Мосгордумы. Второе (и последнее) состоялось в сентябре 2003 года (о нем я напишу в подразделе 2.5). Не только я, но и Катаев в своем выступлении сетовал, что Петров не встретился с авторами поправок. Реплика Петрова про то, что поправки Катаева готовили «несколько институтов» нас сильно позабавила: меня и Бузина приравняли к целым институтам. Еще один момент: в отличие от Госдумы, регламент Мосгордумы позволял для сложных законопроектов проводить еще и третье чтение с новой подачей поправок – и это было правильно.
21 мая я встречался с Горбуновым: «Беседовали 1,5 часа. Я смог его убедить лишь по единичным поправкам. По многим его аргументы показались мне убедительными». 24 мая мы обсуждали поправки узкой группой (Бузин, я, Вдовин, Кузнецов, Луценко). 25 мая была встреча в мэрии. С нашей стороны в ней участвовали Бузин, Катаев и я, с их стороны Петров, Горбунов, Юрий Рыжов (бывший секретарь ЦИК по выборам народных депутатов СССР, а до этого – зам. заведующего Отделом партийного строительства и кадровой работы ЦК КПСС). «Работали 3 часа. По некоторым поправкам удалось прийти к общему мнению, по некоторым – нет». 27 мая состоялась еще одна встреча в мэрии. Беседовал я один с Рыжовым и Горбуновым. Потом Горбунов ушел, но пришел Катаев. «По некоторым поправкам удалось прийти к соглашению».
В это время мэром был внесен еще и проект закона о МГИК. 1 июня Бузин, я и Катаев встречались в МГИК с Горбуновым и Рыжовым и 2,5 часа обсуждали поправки к этому законопроекту. «По некоторым поправкам (связанным с зависимостью членов комиссии от председателя и мэра) спор был весьма бурным, и согласия не было».
К третьему чтению московского закона о выборах мы через Катаева подали 42 поправки. Редактором были подержаны 18 из них, еще 10 поправок были учтены при подготовке поправок редактора. На заседании 23 июня большая часть поправок редактора и поддержанные редактором депутатские поправки были единогласно утверждены пакетом. На отдельное голосование были вынесены 35 депутатских поправок. Но на этом заседании депутаты успели выразить свое отношение лишь к 14 поправкам. Из них приняты были только 3, остальные не набрали нужного числа голосов. Стоит отметить, что в этот день в голосовании по поправкам участвовало всего 13–17 депутатов, так что получить требуемые по регламенту 12 голосов “за” было непросто. Из 11 отклоненных поправок 6 получили голосов “за” больше половины от числа голосовавших. Тут депутат Владимир Плотников предложил перенести вопрос на следующее заседание. Его поддержал кто-то из руководителей Думы: мол, посмотрите, сколько нас в зале. И депутаты проголосовали за то, чтобы отложить.
30 июня результат голосования по поправкам был лучше. В частности, до перерыва прошли 4,5 поправки Катаева (одна была разделена на две, и прошла одна из двух). После этого Петров стал более агрессивным, и после перерыва не прошла ни одна из поправок.
Но в этот день окончательно принять закон не удалось. Редактор попросил предоставить ему возможность внести поправки, устраняющие противоречия. К следующему заседанию (7 июля) им было внесено 9 поправок. Три из них отменяли принятые на предыдущем заседании поправки Катаева (то есть наши), связанные с порядком подготовки избирательными комиссиями сводного информационного материала о кандидатах. Все 9 поправок были приняты.
Параллельно в Госдуме принимался проект федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы. И мы пытались повлиять и на него. Рабочую группу по этому проекту возглавлял Виктор Шейнис, а мы взаимодействовали с его помощниками – Олегом Каюновым и Владиславом Луценко.
5 апреля Бузин передал мне файл с проектом закона, полученным от Луценко. На следующий день я позвонил Каюнову. Он сказал, что они вчера закончили вносить в него поправки и решили больше закон не трогать, если не всплывет ничего экстраординарного. Тем не менее, мы с Бузиным в течение 6 апреля написали замечания к проекту и послали их Каюнову и Шейнису. Кажется, одно или два наших предложения были учтены.