7. Юбилей Витаминного института
7.1. Подготовка к юбилею, 1985 год
В октябре 1986 года ВНИВИ должен был отмечать 50-летие. Я начал заниматься этим делом, вероятно, еще в 1984 году, но до 1 апреля 1985 года каких-то записей об этих делах у меня не осталось. Еще в начале работы я познакомился с Михаилом Александровичем Стратийчуком, ветераном института, который, как и я, занимался историей института по зову сердца. О нем я напишу отдельно. Другие занимались этим по службе – директор Гунар, руководитель ОНТИ Татьяна Вадимовна Ершова, секретарь партбюро Инна Павловна Рудакова, Курганов, Лариса Болынова (от комитета комсомола) и еще несколько человек.
2 и 3 апреля 1985 года я был на 50-летии Института биохимии им. А.Н. Баха АН СССР (куда я перешел работать 8 лет спустя). На стенде обнаружил вырезку из газеты с Указом Президиума Верховного Совета 1944 года о награждении большой группы работников витаминной промышленности (позже я нашел в библиотеке этот указ). 4 апреля я записал в дневнике: «Беседовал с Рудаковой, показал ей сборник Ин-та биохимии. Она мне сказала, что Гунар одобрил идею создания “инициативной группы”. Он ее и возглавит, от п/о Рудакова наметила Хомутову и Гоголеву, но они еще об этом не знают. Гунар и Хомутова загружены, много от них не добьешься. Больше никого она пока не наметила (еще я с Болыновой)».
Я в это время вел переписку с ветеранами ВНИВИ, работавшими в Ленинграде (нашел их адреса через адресное бюро) – Кардо-Сысоевой, Песиной, Павленко, Юртаевым, Комаровым, Новотельновым, Слободиным, Мантке. Узнал, что в Москве живет Беззубов, позвонил ему. У него оказался молодой голос и ясная голова (ему было тогда 88 лет), но он пожаловался, что ноги не ходят. Предложил подъехать к нему, но потом заболел, и в результате мы так и не встретились.
Кроме того, я получил еще раньше доступ в архив института и много времени проводил там, изучая архивные материалы. Начал готовить материалы для институтской стенгазеты. Первый был ко Дню Победы о деятельности ВНИВИ в годы войны. Стратийчук тоже дал свой материал. Редактировавший стенгазету Никита Богословский сказал, что мой материал больше подходит для газеты, но предложил пустить его под двумя фамилиями. Я согласился. Материал вышел 5 и 6 мая 1985 года, я отметил в дневнике: «Выбросили довольно большие и интересные куски. Зато включили какие-то куски из писанины Стратийчука. Иногда повторяющие мои. В том числе включили некоторые фрагменты из Беззубова, которые явно неверны».
Следующая статья для стенгазеты – о витаминизации пищевых продуктов – была написана в августе 1985 года, а опубликована только в ноябре. Третья статья – о начале синтетических исследований – была написана в декабре 1985 года и опубликована в феврале 1986 года. Четвертая – о Валентине Розановой – была написана в марте 1986 года и сразу же опубликована.
Запись от 21 мая 1985 года: «Говорил с Рудаковой. Пока ничего нового, за исключением того, что Гунар согласился заключить договор с мастерской на оформление института». 10 июля: «Рудакова мне сказала, что заключен договор с художественной мастерской на оформление института, я должен дать свои рекомендации относительно расположения стенда».
5 сентября я записал в дневнике: «Сегодня с утра возник ужасный соблазн, и я все время под впечатлением. Возникла необходимость срочно поехать в Ленинград для подписания хоз. договора Познанской: в плановом отделе ревизия. Но из группы Познанской никто не может ехать, и в лаборатории в результате некому… Мне очень хочется поехать, встретиться с ветеранами, но как оставить детей на Марину? Марина сказала, что если в понедельник, когда она выйдет на работу, ее отпустят в библиотеку, то она меня отпустит». В понедельник, 9 сентября, выяснилось, что Курганов уговорил поехать в Ленинград Алисову. А вечером у меня поднялась температура.
Запись от 29 ноября: «Я спросил у [Кати] Белозеровой о юбилее. Она ответила, что этот вопрос недавно впервые разбирался на партбюро, где все были за то, что надо готовиться. Комиссию не создали, так как не сформулировали задачи для нее (я считаю, что это неправильно). Со сборником уже покончено – негде печатать (т.е. многолетний труд Стратийчука псу под хвост; впрочем, он сам в основном виноват)».
Запись от 3 декабря: «Стратийчук сказал, что ВПО и министерство до сих пор не дали добро на празднование юбилея. Так что ясно, почему Гунар не чешется».