Вчера я написал Открытое письмо председателю Избирательной комиссии Московской области Иреку Раисовичу Вильданову. Ирека Раисовича я знаю по совместной работе в 2000 году, когда мы оба были членами Московской городской избирательной комиссии (МГИК) с правом совещательного голоса. Тогда он очень грамотно и самоотверженно боролся за честные выборы.
В письме я принес Вильданову, а также членам и работникам аппарата Избирательной комиссии Московской области СВОИ ИЗВИНЕНИЯ за то, что в своей статье за 12 ноября Избиркомы вновь продемонстрировали, что они подыгрывают той самой партии ошибочно обвинил областную комиссию в создании баннеров, схожих до степени смешения с агитматериалами «Единой России». Впрочем, уже в следующей статье Где кончается ЦИК и начинается «Единая Россия»?, написанной 18 ноября, я отмечал:
«Еще ведь остается аналогичный вопрос по Московской области. Здесь пока нет явных доказательств причастности облизбиркома. Но почему газеты в разных концах области, сайты районных администраций и информагентств размещают у себя ту же картинку, что и на плакатах «Единой России» (кроме символов самой «Единой России»)? Кто разрабатывал эту картинку (по стилю очень похожую на картинку с плакатов МГИК), кто за нее платил, кто ее разослал в газеты и информагентства? На все эти вопросы должен быть дан ответ».
Ответ очень скоро дала газета «Ведомости». В статье «Парад силуэтов» за 21 ноября Анастасия Корня и Бэла Ляув написали:
«Председатель избиркома Московской области Ирек Вильданов говорит, что областная комиссия не имеет отношения к распространению информационных материалов, о которых идет речь в жалобе: «У нас совсем другие плакаты, на них — фотографии избирателей». По его мнению, ответ на вопрос, является ли это нарушением, может дать только экспертиза, ведь реклама совпадает не полностью. В облизбирком жалоб по этому поводу пока не поступало.
Реклама размещена по указанию Министерства по делам печати и информации правительства Москвы [здесь явная неточность, имеется в виду: Московской области – АЛ], рассказал на условиях анонимности сотрудник одной из районных газет. Указание ставить баннеры поступило во все издания, подконтрольные областному правительству, а их 56, и совокупный тираж достигает 300 000 экземпляров».
Но мы ждали, когда аналогичный ответ даст ЦИК. А дождались совсем другого. Олег Козырев ответа на свою жалобу от ЦИК не получил, вместо этого пришли ответы от секретаря МГИК Ф.Ф. Халилулина и от председателя Мособлизбиркома И.Р. Вильданова (см. пост Козырева). Про МГИК и ЦИК сейчас говорить не буду. Им еще предстоит ответить и за подыгрывание одной из партий, и за технологию, известную под названием «дурочка» (как и за многое другое).
А ответ Мособлизбиркома меня огорчил, от Вильданова я такого не ожидал. В ответе заявлено, что доводы Козырева «носят клеветнический характер». Но ведь даже неюристу известно, что клевета – это распространение заведомо ложных сведений. В данном же случае налицо вполне понятная и простительная ошибка: рядом пример МГИК, да и информирование о выборах – функция избиркома, а не министерства печати.
Но главное – в другом. В жалобе Козырева речь шла о широком распространении в Московской области материалов, сходных с агитматериалами одной из партий, но не оплаченных из ее фонда. И это – факт, никем не опровергнутый. Но Мособлизбирком не признал этот факт, не признал официально, что за создание и распространение этих баннеров несет ответственность орган исполнительной власти области, не дал этому факту юридической оценки (а 10 лет назад Вильданов, несомненно, квалифицировал бы его как незаконную агитацию).
Я уже не говорю о том, как выглядит обращение избиркома в прокуратуру, Следственный комитет и МВД, особенно в свете статьи 6 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Полгода назад назначение (или избрание, не знаю уж, как сказать правильнее) Вильданова на должность председателя Мособлизбиркома мной и рядом моих коллег было воспринято с надеждой: наконец-то на эту должность поставили профессионала, а не номенклатурщика или партфункционера. В некоторой части Ирек Раисович наши надежды оправдал. Особенно если сравнивать Мособлизбирком с МГИК.
Тем не менее, видно, как а наше сложное время трудно оставаться профессионалом, находясь на высокой должности. И я искренне желаю Иреку Раисовичу Вильданову сохранить высокие профессиональные качества вопреки всем обстоятельствам.