Сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении президентский законопроект о выборах в Государственную Думу. Его главное и принципиальное положение – возврат к смешанной избирательной системе. И сегодняшнее голосование по этому законопроекту было по сути голосование за одобрение смешанной системы. Все остальные нюансы – для второго чтения (которое произойдет не раньше, чем через месяц, а скорее – месяца через полтора–два).
На заседании в поддержку законопроекта выступили «Единая Россия» и «Справедливая Россия», против – КПРФ и ЛДПР. Результаты голосования соответствующие: за 296 (у ЕР и СР в сумме 302 депутата), против 148 (у КПРФ и ЛДПР в сумме именно столько), один воздержался.
Позиции всех парламентских партий изложены на их сайтах: ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР.
Наиболее интересна позиция «Справедливой России». Миронов отметил, что фракция не будет голосовать за законопроект во втором и третьем чтении, если не будут приняты две принципиальные поправки: о возврате избирательных блоков и о возврате сбора подписей для непарламентских партий (кроме тех, которые имеют хотя бы по одному депутату в 5 региональных парламентах).
Мы же считаем, что наиболее важными могут быть следующие поправки (подробнее см. материал на сайте Комитета гражданских инициатив):
1. Переход от несвязанной смешанной системы к связанной (подробнее об этом я писал в одном из недавних постов).
2. Дальнейшее снижение заградительного барьера до 3% (или, как компромиссный вариант, – до 4%).
3. Повышение планки минимальной представительности с 50 до 75% (имеется в виду норма, согласно которой, если доля голосов, которую получат в совокупности партии, допущенные к распределению мандатов, ниже этой планки, барьер становится плавающим, то есть к распределению мандатов допускаются другие партии в порядке убывания числа голосов за них, пока суммарная доля голосов, за партии, допущенные к распределению мандатов, не превысит эту планку).
4. Дальнейшее снижение минимального числа региональных групп (с 35 до 15).
5. Отказ от установления минимального числа кандидатов в списке (или снижение этого числа с 200 до 50).
6. Отказ от новеллы, согласно которой при регистрации более 10 списков в бюллетене не будут указываться фамилии лидеров списка и лидеров соответствующей региональной группы.
7. Увеличение с 5 до 20% допустимой доли брака в подписных листах и допустимого избытка представляемых подписей.
Все эти поправки не противоречат действующему Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и потому не потребуют внесения изменений в этот закон.
Отдельным вопросом остается проблема допуска к выборам непарламентских партий, о которой говорил Миронов. Здесь уже не обойтись без внесения изменений в Федеральный закону «Об основных гарантиях избирательных прав…».
То, что предлагают эсеры, в принципе, приемлемо. Но я все же считаю, что лучше в качестве квалифицирующего признака использовать первичный показатель – долю голосов, полученных партией, а не вторичный – количество полученных ей мандатов. И, кроме того, необходимо одновременно изменить правила регистрации, которые из фильтра для несерьезных партий и кандидатов превратились в фильтр для неугодных. Здесь, помимо того, что я написал в п. 7, нужно вернуть избирательный залог и внести еще ряд изменений (подробнее об этом я писал в одном из недавних постов).
Разумеется, мы будем вести переговоры с парламентскими партиями о внесении таких поправок. Поправка 1, очевидно, выгодна всем оппозиционным партиям. С другими – сложнее. Посмотрим, что получится, о результатах я, естественно, напишу. Интересна также будет позиция непарламентских партий.