8. Поездки с классом

В седьмом классе я трижды ездил в поездки, в восьмом – один раз. О первых трех поездках у меня остались записи, и я их буду иногда цитировать. Ночевали мы всегда в школах, иногда в спортзале, иногда в классных комнатах. Для этой цели возили с собой спальные мешки.

Итак, первая поездка – в Ленинград в осенние каникулы, с 5 по 10 ноября. И туда, и обратно ехали днем в сидячем поезде. Побывали в Исаакиевском соборе, музее ВМФ, Петропавловской крепости, Эрмитаже, музее истории Ленинграда, Русском музее. Была также обзорная экскурсия по городу, экскурсия по пушкинским местам и просто прогулки. Я взял с собой папин фотоаппарат «Зоркий» (после этого он стал моим) и пытался фотографировать. До этого я практически не фотографировал.

Вот отрывки из дневника. Я пытался писать с юмором, подтрунивая и над собой тоже. Больше всего внимания обращал на трудности и проблемы, а не на впечатления от города.

5 и 6 ноября: «Первое впечатление от Ленинграда – давка в метро… В 00 час. 15 мин. мы легли спать. Энергию на следующий день мы получили от батареи, причем получили ее так много (о приятно проведенной ночи я уже не пишу), что обошлись в этот день без обеда. Яков Самойлович сказал, что обедать будем в Москве.

Были в этот день в Исаакиевском соборе. На колоннаде у меня сильно чесались руки и хотелось хоть один раз щелкнуть фотоаппаратом, но руки были заняты: я держался за перила… Имели мы экскурсию и внутри собора. Под конец экскурсии у нас слегка подкашивались ноги и пальто казалось слишком тяжелым. Дальше нам дали сорок минут для осмотра музея ВМФ, но я все это время искал экспонометр, чтобы сделать хоть один снимок.

В Петропавловской крепости мы ясно почувствовали превосходство реальной пищи над духовной. Усталые и голодные, мы подошли к столовой и с горечью убедились, что это совсем не столовая, а станция метро».

7 ноября: «После завтрака у нас была экскурсия по Ленинграду. Во время экскурсии я сделал несколько снимков (большинство с закрытым объективом). Выйдя из автобуса, мы подошли к Неве и раскрыли фотоаппараты. Каждый хотел сфотографировать оригинальный ленинградский мазут.

Дальше мы пошли в Эрмитаж. Идя по залам и слушая экскурсовода, мы ждали, когда нам разрешат ходить по Эрмитажу самим. Для этой цели я взял с собой еще из Москвы план Эрмитажа. Желая скорей отделиться от группы, я показал Якову Самойловичу этот план и горько потом об этом пожалел. Он взял его у меня, и я не имел возможности отделиться».

8 ноября: «После музея мы пошли гулять по Невскому. Было холодно. Ноги стали постепенно замерзать. Вскоре они замерзли основательно. Многие хотели вернуться в школу, но Яков Самойлович не отпускал. Как быть? Мой организм оригинально решил этот вопрос. Неожиданно у меня закружилась голова, мне стало плохо, я потерял сознание. Стали искать такси… Наконец, Яков Самойлович нашел частника, который согласился. Испортив всем настроение, я с шиком доехал до школы».

В зимние каникулы мы поехали в Псков и Таллин, со 2 по 10 января. Ехали с ночевками в плацкартных вагонах. В Пскове посетили Псковский кремль, Поганкины палаты и диораму. Ездили из Пскова в Михайловское и Святогорский монастырь, в Изборск и Печоры. В Таллине осматривали Нижний город и Вышгород, были в Историческом музее, ездили в Пириту и Кадриорг. Когда нам давали свободное время, я ходил с Вадиком Ташлицким, который был в Таллине не первый раз.

Вот некоторые мои записи. 2 и 3 января: «В 15 часов мы отъехали от Москвы… Ночь прошла хорошо. Из восьми часов лично я спал полтора… В четыре утра мы были на Псковском вокзале. После двухчасового сидения в зале мы вышли на площадь. Там стояли три автобуса. Пройдя мимо них, мы пошли пешком, не совсем веря, что сейчас утро. Вскоре нам пришлось в этом убедиться. Отдохнув в школе, мы пошли на экскурсию в Псковский кремль и по городу. После обеда мы пошли в Поганкины палаты. Там мы единодушно решили, что следующую экскурсию мы не выдержим. Но нас повели смотреть диораму, где мы могли спокойно посидеть и даже поспать».

4 января: «Нас разбудили в семь и сообщили, что в девять нас будут ждать автобусы. И ровно в девять мы их ждали. Ждать пришлось недолго. В 10:45 они прикатились».

5 января: «Утро следующего дня прошло так же, как и предыдущего. Правда, мы успели позавтракать до автобуса. В этот день мы были в Изборске и Печорах. Было очень интересно и немножко холодно… Нас еще в самом начале экскурсии предупредили, что в пять будем у себя, если с автобусом ничего не случится. Но с автобусом случилось (не могу сказать что), и нам пришлось ехать на маршрутном. Приехали в шесть. Поужинали. Час сидели на вокзале. В восемь поезд тронулся».

6 января: «Мы поехали в Пириту… Ярко светило солнце. Мы шли по волнорезу… Чем дальше, тем путь становился труднее. Устланная камнями дорога превратилась постепенно в груду камней, по которым мы ползли все дальше и дальше: пока могли ползти. Сделав на конце этого волнореза два снимка и чуть не потеряв крышку от объектива и варежки, я вернулся на берег и решил, что ехать сюда стоило ради даже одного этого дня».

Весенние каникулы я пропустил (класс ездил в Ригу, и, кажется, еще в Каунас и Вильнюс). А в начале летних каникул (с 12 по 26 июня) мы поехали в Петрозаводск, а оттуда вновь в Ленинград. В Петрозаводске мы посетили краеведческий музей и съездили в Кижи (Кижи до сих пор – 2023 год – остаются самой северной точкой, где я смог побывать). В Ленинграде побывали в Эрмитаже, Русском музее, Музее Арктики и Антарктики, музее «Мойка, 12», Александро-Невской Лавре, на Пискаревском кладбище, ездили в Петродворец, Пушкин и Павловск. Ходили на спектакль Театра Ленинского комсомола «Сирано де Бержерак» и два раза в баню. Жили, как и прошлый раз, в школе около метро Нарвская. Когда было свободное время, гулял в основном с Сашей Видревичем и Пашей Жуковым. Съездил в гости к троюродному брату Саше Драновскому.

Вот отдельные записи. 14 июня: «Приехали в Кижи. Ребята решили искупаться. Я, скептично настроенный, плавок не взял. Купаться не стал. Во время купания на мне было 4 фотоаппарата, 2 экспонометра и 8 часов… В Кижах бывает много туристов. И они стараются оставить память о себе. Так, неизвестные туристы оставили в озере разбитую бутылку… На месте была обнаружена порезанная рука у Саши и порезанная нога у Ваксенбурга. Сегодня же (15/VI) был обнаружен порез ноги у Авдеева».

Вечером того же дня: «Пошли на вокзал. По дороге мы были уверены, что нас никто провожать не будет. Но гостеприимные карелы выслали нам провожающих – армию комаров – которые нам не пришлись по вкусу. Если бы не рюкзак, который висел у меня на груди, чтобы прорваться в вагон (мы ехали в общем вагоне), я бы устроил провожающим Варфоломеев вечер. Но когда мне надоело ждать открытия дверей, я снял рюкзак, и потери стали нести комары. Но вот двери открылись, и мы ворвались в вагон. В вагоне было немножко (!!!) душно, но вскоре поезд тронулся (поезд, а не мы)».

20 июня: «Походили по Павловску. Искупались два раза в Славянке. Вышли грязнее, чем были».

21 июня: «Когда мы вышли из театра, то увидели второй спектакль, на этот раз бесплатный. Откуда-то убежавшая обезьяна забралась на крышу кинотеатра. К театру подъехали пожарные, но ни один из них не решился взобраться к обезьяне. Наконец, мы единогласно решили, что спектакль затянулся, и после часового стояния пошли смотреть “белые ночи”. Кстати, была гипотеза, что пожарные специально не предпринимали ничего, чтобы разочарованная толпа разошлась».

22 июня: «“Белые ночи” оказались не совсем белыми из-за туч, которые заволокли небо. Правда, среди туч проглядывали островки неба, которых в конце прогулки стало больше, чем туч. Перейдя по Кировскому мосту через Неву, мы остановились у Дворцового моста. Постояв с полчасика, мы, наконец, увидели развод мостов, после чего пошли до Нарвской пешком. К моему большому удивления, ибо я считал, что Ленинград довольно большой, не намного меньше Москвы, мы за полтора часа дошли до школы».

23 июня: «Около Эрмитажа нам выдали по рублю и билету на нос и разрешили отколоться. Я со своими спутниками откололся. Как я потом подсчитал, мы за короткий срок прошли 117 залов (мы шли по моему плану, который я взял с собой из Москвы). Что осталось в головах наших (особливо в головах моих спутников, которые во время осмотра болтали на “экономические” темы) после этого посещения, сказать трудно».

Позднее (год спустя) я дописал: «Позже мы узнали, что Яков Самойлович был недоволен нашим поступком: все наши остались с группой и слушали доклады, подготовленные нашими девчонками. После встречи они усиленно старались напугать нас, передавая, по всей вероятности, с большими преувеличениями, гнев Якова Самойловича. Тогда мы расценили это как зависть: ребята сами потом признавались, что экскурсия была плохой». Думаю, что этот эпизод и был главной причиной, из-за которой Яков Самойлович перевел меня в другой класс.

О 24 июня в поздних записях: «В этот день мы были в Музее Арктики и Антарктики. Там нам попался отличный экскурсовод, полярник с СП-5. Яков Самойлович рассчитывал на короткую экскурсию, но, вероятно, не заметил, как пролетело время, а если и заметил – не захотел уходить, хотя нас на площади Восстания ждала другая группа во главе с Юрием Александровичем…

Вечером у нас был экзамен. На первый и третий вопрос попавшегося мне билета я мог ответить сразу, но ответа на второй вопрос – кто автор решетки Летнего сада – я не помнил. Мне подсказали, что это Фельтен, и я пошел отвечать. Здесь мне задали дополнительный вопрос: “Что ты знаешь о Фельтене?”… Вопрос остался без ответа. Тогда Яков Самойлович меня “вытянул”, спросив дату смерти Пушкина: на этот вопрос, заданный Яковом Самойловичем, я ответил тем утром, вероятно, один из всех наших. Итак, за первый в моей жизни экзамен я получил 5».

В восьмом классе я пропустил три поездки и поехал только в летние каникулы (в июне). Записей я в той поездке не вел. Мы поехали на рейсовом теплоходе по Волге – туда и обратно через Канал им. Москвы. В день отъезда папа как раз получил права и отвез меня на машине на Северный речной вокзал.

У нас были дешевые места в трюме, но мы, конечно, значительную часть времени проводили на палубах. Помню, что мы посетили Углич, Горький, Казань, Ульяновск, Куйбышев, Волгоград, Астрахань, а также Ярославль на обратном пути. В Астрахани главной задачей было купить вяленую воблу.