20. О школьных предметах
Однажды, вспоминая школьные предметы, я осознал, что мне в работе и жизни оказались нужны почти все они. Попробую их все перечислить и оценить, насколько они были полезны.
Начать, наверное, надо с математики. Чем бы я ни занимался, но без математики обойтись было нельзя. Когда я строил модель комплекса ферментов цикла трикарбоновых кислот, то использовал геометрию и аналитическую геометрию (причем использовались как прямоугольная, так и цилиндрическая системы координат). Потом, занимаясь анализом кривых ДСК, пришлось вспомнить матанализ – дифференциальное и интегральное исчисление. А когда я переключился на анализ выборов, понадобились знания в области математической статистики и дискретной математики.
Понадобились мне и знания, полученные на уроках программирования. Программы для вычислений приходилось писать в ходе работ и по мультиферментным комплексам, и по денатурации белков, и в процессе электоральных исследований.
Очевидно, мне пригодились знания химии. Я окончил химический вуз, получил квалификацию инженера-химика-технолога. После окончания вуза занимался биохимией, и тут без химических знаний было не обойтись.
Работая в области биохимии, постепенно все больше углублялся в проблемы теоретической биологии, да и сама биохимия в то время уже по сути трансформировалась в физико-химическую биологию. Так что знания в области биологии тоже оказались очень нужны, особенно в части общей биологии, которую мы изучали в девятом и десятом классах.
И, конечно, работать в области физико-химической биологии было невозможно без знаний физики. В какой-то момент я уже стал чувствовать себя биофизиком: делал доклад на Всероссийском биофизическом съезде, публиковался в Biophysical Journal и Biophysical Chemistry.
Еще работая в области физико-химической биологии, мне довелось написать немало статей, в том числе и обзорных. И здесь, безусловно, понадобились навыки, полученные на уроках русского языка и литературы. Ну а позже, занимаясь выборами, я уже писал и большие статьи, и целые книги. И редактора обычно выражали удовлетворение моим стилем.
К сожалению, знаний английского языка мне все время не хватало. А он был нужен постоянно: и для чтения зарубежной литературы, и для написания статей, и для общения на международных конференциях, да и просто в ходе зарубежных поездок – рабочих и туристических. Но те знания, которые я получил, мне, безусловно, пригодились, и некоторые статьи на английском я писал сам, правда, потом их обычно редактировали люди, лучше знающие английский.
С историей ситуация почти как с математикой: чем бы я ни занимался, исторические аспекты всегда оказывались в поле моего внимания. Я изучал и историю исследований витаминов, и историю Витаминного института. Позже много писал об истории российских выборов. Да и просто о российской истории писал неоднократно.
Обществоведение нам давали исключительно в марксистской интерпретации. Но и эти знания оказались необходимы, когда я стал работать на стыке права и политологии.
География не раз оказывалась полезна в жизни – как минимум умение обращаться с географической картой. Но когда я занялся электоральными исследованиями, политическая география стала одной из сфер приложения моих сил, и среди моих коллег оказалось немало политических географов. И когда я увидел одну диссертацию на соискание степени доктора географических наук, я полушутя сказал, что мог бы защититься и на географическую степень.
Навыками рисования я не овладел, а потом оказалось, что и они нужны для работы и жизни. На первом вузовском экзамене по неорганической химии профессор Степин попросил меня нарисовать какой-то прибор. Когда у меня это плохо получилось, он сказал: «Химик должен уметь рисовать». Потом справедливо добавил: «И в Третьяковке Вы, наверное, не частый гость».
То же самое с черчением. В вузе приходилось много чертить, и у меня это плохо получалось. Конечно, сейчас и рисовать, и чертить можно на компьютере. Но это не отменяет важность навыков, полученных на соответствующих уроках.
Уроки труда тоже давали навыки, которые оказывались полезны в жизни, а иногда и на работе. И те, что я смог получить, конечно, пригодились. Хотя мог бы получить и больше. Ну и физкультура, разумеется, тоже необходима для жизни.
Пожалуй, лишь три школьных предмета оказались для меня необязательными с точки зрения работы и жизни – астрономия, музыка и НВП. И то – это мое субъективное восприятие. Впрочем, тому, что не пригодились знания, полученные на уроках начальной военной подготовки, я очень рад.
Астрономия – интересный предмет. Иногда хочется понять, где какое созвездие и какую планету мы видим. Но это все же из области развлечений.
Навыки пения помогают петь в компании, но я этого не люблю. Из уроков музыки я также помню про некоторые оперы и про состав симфонического оркестра, но эти знания мне в общем не пригодились.
В целом я благодарен школе и учителям за полученные знания и навыки.