2. МИТХТ им. Ломоносова
Основных отличий у двух московских химико-технологических вузов (МХТИ им. Менделеева и МИТХТ им. Ломоносова) было два. Во-первых, Менделеевский институт стремился охватить все области химической технологии, а Ломоносовский – только наиболее «тонкие», что отражалось и в его названии. Во-вторых, Менделеевский был в большей степени ориентирован на выпуск инженеров и технологов для производства, а у Ломоносовского была более сильная ориентация на подготовку исследователей для прикладной науки.
Эти различия были обусловлены исторически. МИТХТ имел два дня рождения. Его истоки – в Московских высших женских курсах, возникших в 1900 году, поэтому в год нашего поступления (1975) отмечалось 75-летие института. В 1918 году женские курсы были преобразованы во 2-й Московский государственный университет (2-й МГУ), где был химический факультет. И это университетское происхождение сильно ощущалось.
В 1930 году 2-й МГУ разделился на три части, и в 1931 году окончательно сформировался МИТХТ. Так что в 1976 году отмечалось его 45-летие, а в 1981 году – 50-летие. Имя Ломоносова институт получил в 1940 году.
Из трех частей 2-го МГУ возникли, кроме МИТХТ, Московский государственный педагогический институт (с 1941 года носивший имя Ленина) и 2-й Московский государственный медицинский институт (с 1957 года носивший имя Пирогова). Когда мы учились, все три института располагались рядом. Даже адрес у них был одинаковый – Малая Пироговская ул., 1.
Здания трех институтов формировали что-то вроде неправильного четырехугольника, внутри которого был общий двор. Педагогический институт располагался на углу Малой Пироговской ул. и Хользунова переулка, но вход у него был со двора – округлый фасад в псевдоклассическом стиле. Напротив – тоже со двора – был вход в Медицинский институт, фасад был вогнутой формы – в противовес выпуклому фасаду Педагогического. Торец здания Медицинского института, где находился морг, выходил на Хользунов пер.
В институт мы шли от ближайшего метро Фрунзенская по Хользунову. Затем сворачивали во двор между Педагогическим и Медицинским и через двор выходили на Малую Пироговскую. Вход в МИТХТ, в отличие от тех вузов, был с Малой Пироговской.
В середине двора располагалась пельменная, но я ее не любил и ходил в нее крайне редко. В МИТХТ была своя столовая, но там часто были очереди, да и блюда не сильно радовали (пожалуй, лишь мясной салат, по сути оливье, был нашим любимым блюдом). Мы нередко ходили в буфет и столовую Педагогического института, где нас прельщали ромовые бабы. Иногда ходили и в столовую Медицинского. Вход тогда в эти институты был свободный. Еще на Хользунова был кафетерий, где пекли пончики, и в первые годы мы любили туда ходить.
Позже, когда мы уже закончили институт, все три вуза переехали на Юго-Запад, сохранив старые здания в качестве подсобных. Когда мы поступали, мы слышали о строительстве новых корпусов. Но мама Марины Шухман навела справки: ее заверили, что мы успеем кончить институт до переезда. Так и произошло.
У МИТХТ было тогда несколько зданий. Главный корпус (А) располагался вдоль Малой Пироговской ул. За ним во дворе находился пятиэтажный корпус Б, где были кафедры и лаборатории. В него из корпуса А можно было пройти по подземному переходу или через двор, выйдя из двери, противоположной входу с улицы.
И было еще несколько зданий. Корпус В, где у нас в основном были занятия по английскому языку и военной подготовке, находился на ул. Усачева, минут 5–10 ходьбы от Главного корпуса. Еще был деревянный двухэтажный домик в Олсуфьевском переулке (корпус О), также минут 10 ходьбы, там тоже иногда были занятия английским. И еще был такой же домик на Большом Власьевском переулке (около Арбата), там были занятия по гражданской обороне. Занятия физкультурой проходили в Лужниках, позже в Сокольниках.
Главный корпус состоял из пятиэтажной центральной части и двух четырехэтажных боковых частей. В центральной части были четыре лестницы, и также были лестницы в каждой из боковых частей. Я неплохо изучил корпус – особенно когда после первого курса работал на ремонте института. Там были не очень известные проходы из одной части в другую, так как некоторые аудитории и лаборатории имели по два выхода, но в ходе ремонта некоторые аудитории были разделены на две, и между ними воздвигли стену.
Главной достопримечательностью корпуса А была «дырка». На втором этаже в центральной части располагались две большие аудитории, в которых скамейки поднимались амфитеатром. А между этими аудиториями находилась площадка с вырезанной прямоугольной серединой, огражденной перилами. Оттуда были видны раздевалки первого этажа. В первый год на «дырке» курили, потом это было запрещено. Еще там висел макет новых зданий института.
Много лет спустя я оказался на Пироговской и захотел посмотреть, что делается в старом здании. Охраннику я сказал, что учился здесь и хочу посмотреть. Он задал мне правильный вопрос: как называется «вот это»? Ответ «дырка» его удовлетворил, и он меня пропустил. Но здание мне показалось таким запущенным, что я быстро ушел.
Еще одной «достопримечательностью» были троллейбусы. Рядом, на Малой Трубецкой улице (теперь она просто Трубецкая) находился 5-й троллейбусный парк. Количество троллейбусов там, видимо, было избыточное, и многие просто стояли вдоль Малой Пироговской и Малой Трубецкой. Двери их не были заблокированы, и в них можно было спокойно входить и сидеть. И мы постоянно пользовались троллейбусами: не только готовились в них к занятиям и экзаменам, но и проводили комсомольские собрания. В своей первой заметке для стенгазеты я в качестве свидетельства того, что мы освоились в институте, написал: «научились пользоваться троллейбусами».