2. Наш участок в 1980-е годы
2.1. Начало освоения участка
Итак, в апреле 1982 года я впервые увидел свой участок. И мы начали его понемногу осваивать. Уже в майские праздники посадили три яблони и десять кустов черной смородины, которые мы заказали через правление (этим занималась Надежда Дмитриевна Гуляева). В сентябре посадили еще две яблони.
Главной проблемой было строительство дома и хозблока. С одной стороны, нужно было в первую очередь строить хозблок – чтобы можно было где-то жить, пока строится дом. С другой стороны, начинать лучше с более крупного строения, поскольку после его возведения остается много неиспользованного материала, из которого можно сделать что-то меньшее.
Мой папа предложил своеобразное решение этой проблемы. Он у себя в управлении был председателем комиссии по списанию, и его как раз попросили списать строительный вагон. Он его купил за 54 рубля. Вагон был довольно большой, две комнаты, в одной можно было спать (и мы там втроем спали, когда делали фундамент), другую сразу стали использовать как склад инвентаря и материалов. Между ними была еще маленькая каморка с буржуйкой, там же мы хранили дрова для нее.
Для доставки вагона папа у себя же нашел машину (двухосный ЗИЛ), которая куда-то в Калужскую область везла какой-то металлический груз. И 26 мая 1982 года мы втроем (я, шофер и помощник) повезли вагон на дачу. Эта транспортировка обошлась в 30 рублей. Главной задачей было завезти вагон на участок и поставить его на место, предназначенное для хозблока. Мы заезжали со стороны участка 64 и будущего участка 165, но там место было заболоченное и мягкий грунт. Застряли и ЗИЛ, и вагон. Думали даже позвать трактор, который мы видели вдалеке. Но шофер с помощником обошлись своими силами. Вытащили сначала ЗИЛ, а потом с помощью троса выровняли положение вагона. Колеса с вагона сняли, чтобы его не увезли (хотя его и так сдвинуть с места было проблематично).
Поскольку вагон был довольно длинный, его передняя часть стала на место, предназначенное для хозблока, а задняя часть оказалась за формальными пределами участка. Передняя ось попала на достаточно твердую почву, а задняя постепенно проваливалась. Три года спустя папа привез мощный домкрат, и мы с ним немного приподняли заднюю часть, подложив под нее деревяшки. Но вагон все равно стоял неровно.
Этот вагон нам служил в качестве хозблока в течение 30 лет. Мы решились его ликвидировать и построить на его месте настоящий хозблок только в 2013 году.
Летом 1982 года мы сняли дачу в Красной Пахре (в районе автобусной остановки «45-й километр»). Оттуда мне и М.А. удобно было ездить на работу, и до нашего участка (расстояние около 30 км) добираться тоже было нетрудно: на 508-м, а затем 28-м автобусах. И мы несколько раз оттуда приезжали на участок в разном составе, как-то приехали с двухлетним Ильей. Занимались земляными работами, привозили инвентарь.
Самой запоминающейся была эпопея с перевозкой тележки. Хозяин, у которого мы снимали дачу, посоветовал купить в магазине на 42-м километре удобную металлическую тележку, но довольно габаритную. Я купил ее (она стоила 27 рублей), как-то довез до 45-го километра (точно не помню, но скорее всего пешком). А потом надо было ее перевезти к нам на участок на двух автобусах. Я выбрал будний день, когда автобусы были свободные. На 508-м доехал до Воронова, там мне выгрузить ее из автобуса помог мужчина. Но я неудачно принял ее и порезал об ее борт правую ладонь. Сильно шла кровь, но я нашел подорожник и как-то немного остановил кровотечение. Потом доехал на 28-м до нашей дачи. Проходя мимо участка Татьяны Дмитриевны Мариевой (27), увидел там ее отца Дмитрия Ивановича. Попросил у него бинт, но он, увидев, что у меня с рукой, сам оказал мне помощь, в том числе помазал каким-то средством, которое выпускал Бийский витаминный завод (на основе облепихи). Рана довольно быстро зажила, хотя след ее можно увидеть и сейчас. Тележка первые годы нам служила верой и правдой, да и сейчас (в 2022 году) я ей еще изредка пользуюсь – колеса в рабочем состоянии, хотя короб уже прогнил.