2.4. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации
10 апреля 2015 года на Интернет-портале «Российской газеты» появилась публикация Виталия Петрова «Владимир Чуров: Выборы должны быть праздником» (затем заголовок был изменен на «Наблюдатели особого профиля. ЦИК предупреждает об опасности провокаций»; 13 апреля в печатном варианте газеты статья опубликована под этим заголовком). В ней были приведены слова зам. председателя ЦИК Леонида Ивлева, сказанные на семинаре-совещании в Грозном: «В этом году ведомство ожидает рост активности псевдонаблюдателей, которые живут на зарубежные гранты и выполняют соответствующие политические заказы. "Это небезызвестные организации – "Гражданин наблюдатель", "Голос", "Сонар – Союз наблюдателей России", – перечислил Ивлев». Аналогичное высказывание Ивлев допустил 15.04.2015 на совещании председателей ТИК в Архангельске и 16.04.2015 на семинаре-совещании в Кургане (его слова цитировали Интернет-издания).
Андрей Бузин загорелся подать иск против Ивлева и процитировавших его СМИ. 30 апреля он разослал мне и еще нескольким коллегам письмо об этом. Я в тот же день ответил:
«Как-то это все мне мало нравится. Я готов подписать этот иск (даже без серьезных купюр), но никакого энтузиазма у меня в таком виде он не вызывает. У меня немного опыта, но тот, что есть, подсказывает, что выхлоп будет минимальным. Ивлев, скорее всего, на суд не придет, пришлет адвоката. Адвокаты в таких ситуациях играют в несознанку. Это не так поняли, это в широком смысле и т.п. Я вот пытаюсь поставить себя на место ивлевского адвоката и в этой роли чувствую себя уверенней, чем в роли истца». Далее я подробно писал о слабости наших аргументов. И завершил: «В общем, я не уверен, что судебный путь – наилучший. Можно поискать другие решения. Например, открыть публичную дискуссию. Привлечь тех же СПЧ и УПЧ, ОП (если кто-то там еще остался). Написать открытое письмо Ивлеву и Чурову через Новую или Независимую газету».
17 мая я написал: «Я по-прежнему считаю судебную тяжбу менее эффективным средством привлечения внимания общества, чем публичное обсуждение. Не разделяю убеждения Андрея, что наш иск привлечет внимание СМИ (кроме тех, которые в состоянии и без иска опубликовать нашу позицию). Но я подтверждаю, что готов подписать иск, если Андрей все же решится его двигать. Правда, не обещаю, что буду ходить в суд (из-за отмеченного скептицизма)».
Почему я согласился участвовать в этом судебном процессе? Исключительно из солидарности со своим давним соратником Андреем Бузиным. Мне было неудобно уклониться, хотя я не сомневался в неуспехе.
Иск мы подали в Савеловский районный суд 10 июля 2015 года. Нас (истцов) было семь человек: Бузин и я (движение «Голос»), Инна Куртюкова, Илья Мищенко, Алексей Овчинников («Гражданин Наблюдатель»), Татьяна Волкова и Степан Строгин («СОНАР»). Мы все входили в состав руководства названных Ивлевым организаций и потому обосновывали, что высказывания Ивлева порочат наши честь, достоинство и деловую репутацию. Однако это не помогло (и я это предвидел).
Иск был подан к гражданину Ивлеву и «Российской газете». В исковом заявлении мы просили взыскать с Ивлева Леонида Григорьевича в порядке возмещения морального вреда – Бузин и я символическую сумму 1 руб., остальные – также символическую сумму 146 руб. (в то время был популярен мем о том, что, по данным ЦИК, на неких выборах проголосовали 146% избирателей, хотя ЦИК тут был ни при чем: это была ошибка телевизионщиков).
Я сразу же написал доверенность на имя Бузина и больше в суд не ходил. По информации Андрея, Ивлев в судебных заседаниях не участвовал (как я и предполагал), его представителем был сотрудник Правового управления ЦИК Д.Ю. Воронин (то есть его в гражданском процессе защищали за государственный счет).
Отказное решение судья вынес 16 октября 2015 года. Оно было вполне предсказуемым: нам было отказано на том основании, что «в отношении каждого из истцов никаких сведений Ивлевым Л.Г. не распространялось, фамилии истцов им не назывались».