4.2. Ассоциация «ГОЛОС»
Ассоциация некоммерческих организаций в защиту прав избирателей «ГОЛОС» была создана в 2000 году. Это было время, когда в гражданском обществе укрепилось убеждение, что с выборами в России что-то не так и за ними нужен общественный контроль, помимо контроля со стороны политических партий, не обладавших достаточным авторитетом.
Так, чуть раньше (в 1999 году) возникла коалиция «Мы, граждане!», в которой я принимал участие. Вслед за этим Фонд ИНДЕМ начал проект по мониторингу выборов (об этих двух проектах я писал в соответствующей главе). Но коалиция «Мы, граждане!» довольно скоро исчезла из публичного пространства. Фонд ИНДЕМ продолжал заниматься выборами до 2004 года, а затем оставил эту деятельность.
А Ассоциация «ГОЛОС» сохранилась и набрала силу, став после 2003 года лидером в области общественного контроля за выборами. Ассоциация была учреждена несколькими некоммерческими организациями (Московская Хельсинкская группа, Союз экологических общественных организаций, «Женская информационная сеть» и др.). Достаточно скоро Ассоциация зажила свой собственной жизнью, практически не будучи связанной с организациями-учредителями.
Первым руководителем Ассоциации была, насколько я знаю, Татьяна Тройнова. Но уже с 2001 года и вплоть до реального прекращения деятельности в 2013 году Ассоциацией руководила Лилия Шибанова. Благодаря в первую очередь ее руководству Ассоциация добилась успехов и известности.
В описываемое время (2008 год) Ассоциация «ГОЛОС» была уже зонтичной структурой и фигурировала как публичное лицо. Финансирование проектов шло через Региональную общественную организацию (РОО) в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС», где Шибанова была председателем совета. Одновременно действовали несколько (пять или шесть) межрегиональных общественных фондов («ГОЛОС – Урал», «ГОЛОС – Поволжье» и др.), через которые шло финансирование региональной сети (деятельность Ассоциации охватывала в разные годы 30–40 регионов). Довольно скоро выяснилось, что финансирование общероссийской деятельности через региональную общественную организацию неправильно, и в 2010 году был создан Фонд в поддержку демократии «ГОЛОС» (Шибанова его также возглавила как председатель совета).
Забегая вперед, сообщу, что Ассоциация «ГОЛОС» и РОО «ГОЛОС» были включены в реестр иностранных агентов 05.06.2014, МОФ «ГОЛОС – Поволжье» – 06.02.2015, МОФ «ГОЛОС – Урал» – 27.07.2015, Фонд в поддержку демократии «ГОЛОС» – 04.09.2015. Эти организации пришлось ликвидировать, только МОФ «ГОЛОС – Урал» еще какое-то время держался.
Но это было позже, а в 2008–2012 годах финансирование некоммерческих организаций из иностранных источников считалось нормальным. «ГОЛОС» финансировался за счет зарубежных грантов – это не скрывалось, хотя руководители организации не трубили об этом. Главным источником, насколько я знаю, был грант от Агентства США по международному развитию в России на проект «Мониторинг выборов». Но были и европейские гранты.
Работа по Избирательному кодексу первоначально финансировалась через проект «Мониторинг выборов», то есть отдельного гранта на нее не было. Просто Шибанова договорилась с грантодателем, что в рамках проекта «Мониторинг выборов» будет и подготовка Кодекса. На 2010 год уже удалось получить грант Еврокомиссии под названием «Повышение прозрачности Российского избирательного процесса в ходе публичного обсуждения и продвижения единого Избирательного кодекса». Основным его содержанием было обсуждение проекта Кодекса в регионах. В заявке было предусмотрено, что проект Кодекса уже создан, хотя это было не так. Но, в принципе, грант предусматривал доработку проекта.
В январе 2011 года мы узнали, что Еврокомиссия финансировала разработку Избирательного кодекса Украины, который не был принят украинскими законодателями. Я тогда с горечью написал Григорию Мельконьянцу: «Его разработка обошлась в 4,7 млн. евро. Не считали, сколько это стоило нам? Проект ЕК – 200 тыс. евро? А я лично получил около 13 тыс. евро, и Л.В., кажется, до сих пор считает, что заплатила мне слишком много».
Офис «ГОЛОСа» в то время находился по адресу Покровский бульвар, дом 8, стр. 2а. Но в августе 2011 года это помещение пришлось покинуть. Удалось снять неподалеку верхний (мансардный) этаж здания, занимаемого «Литературной газетой» по адресу Хохловский пер., д. 10, стр. 6. Но в марте 2012 года «Литературная газета» тоже отказала. Было найдено новое помещение по старому адресу Покровский бульвар, дом 8, стр. 2а.