4.4. Участие в работе избирательных комиссий
В 2004–2005 годах я дважды участвовал в избирательных кампаниях в качестве члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
На выборах депутатов муниципального Собрания моего района Чертаново Центральное в марте 2004 года я был делегирован в ТИК Феликсом Афанасьевым, с которым был знаком еще по группе «Перестройка (Советский район)» 1989 года. Он был в 1990 – 1993 годах депутатом Моссовета, а с 1997 года – советником районного Собрания района Чертаново Центральное (так тогда назывались муниципальные депутаты).
В качестве члена ТИК с правом совещательного голоса я наблюдал за подсчетом голосов на одном из избирательных участков, а затем за подведением итогов в ТИК. К сожалению, Феликс Григорьевич проиграл эти выборы, к чему он отнесся вполне философски: сколько же можно быть депутатом?
На выборах депутатов Мосгордумы 2005 года я был делегирован в окружную избирательную комиссию № 1 (избирательный округ соответствовал Центральному административному округу) объединенным штабом «Яблока» и СПС (у них был единый список кандидатов, формально выдвинутый «Яблоком»), то есть формально партией «Яблоко».
В ходе голосования я большую часть провел на одном из избирательных участков. Там я пытался не допустить удаления наблюдателей, но, к сожалению, сами наблюдатели вели себя слишком агрессивно и дали основания для удаления. Я также убедился, что статус члена ОИК с правом совещательного голоса не дает возможности влиять на руководителей УИК. Я еще помнил магическое действие моего статуса члена МГИК с правом совещательного голоса. Но то ли к МГИК отношение было другое, то ли уже изменилось время, но я сделать ничего не мог, мне даже не дали возможность ознакомиться со списком избирателей.
Потом я участвовал в подведении итогов голосования в ОИК. Я, как обычно, обращал внимание на ошибки в протоколах, но было видно, что их исправляли на ходу, не пытаясь делать пересчет.
В штаб поступали заявления избирателей, которые, придя на участок, обнаруживали, что за них уже кто-то проголосовал. Одно из заявлений (по району Красносельский) я сам пытался передать в прокуратуру, но ночью в прокуратуре никого не оказалось, а на следующий день у меня заявление не приняли, сказав, что его должен привезти сам заявитель.
После подведения итогов мы (основной актив) сидели в штабе, с нами общался Григорий Явлинский. Он жаловался, что не может говорить все, что думает, так как партия за это может пострадать. Рассказал байку про спор с «единороссами»: кто-то из них сказал, что «Яблоко» объединилось с СПС исключительно благодаря 10-процентному барьеру, который установила «Единая Россия»; в ответ Евгений Бунимович сказал, что они как чума, против которой приходится объединяться с кем угодно.