1.1. Оформление соискательства

В 2002 году меня стало волновать отсутствие официального статуса в сфере выборов. После двух лет членства (с правом совещательного голоса) во МГИК, участия в рабочей группе по подготовке Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», работы над московским избирательным законодательством, книги о выборах в Москве и семи статей, опубликованных в журнале «Выборы. Законодательство и технологии» (о чем я писал в предыдущей главе), я стал ощущать себя специалистом в области выборов и избирательного законодательства. И я видел, что уже приобрел определенный авторитет и уважение коллег.

Однако при этом я не обладал каким-либо официальным статусом. Мое членство в МГИК было прекращено. Участие в рабочей группе Госдумы было неофициальным. Я считался экспертом фракции «Яблоко», но и данная позиция была неофициальной. Единственное, что у меня официально было – это позиция общественного помощника депутата Мосгордумы Д.И. Катаева.

И мне пришло в голову, что статус специалиста в сфере выборов я могу приобрести, защитив диссертацию по юридическим наукам. Отмечу, что такая защита в то время давала и некоторые формальные права, хотя скорее теоретические. Так, до 2007 года стать членом ЦИК России или председателем избирательной комиссии субъекта РФ можно было, только имея юридическое образование или ученую степени в области права. Чтобы стать представителем в Конституционном Суде, нужно было либо быть адвокатом, либо иметь ученую степень в области права. Я, конечно, всерьез не рассчитывал ни на членство в ЦИК, ни на председательство в МГИК. Да и о представительстве в Конституционном Суде еще не думал. Но все же степень давала ощущение причастности к некоему высокому кругу.

Еще одним толчком стал разговор в мэрии при заключении договора о подготовке московского закона о выборах. Мне тогда сказали, что будь у меня ученая степень по юридическим (а не биологическим) наукам, мой гонорар был бы выше.

В то время не было запрета защищать кандидатскую по юридическим наукам тем, у кого не было базового юридического образования. Такой запрет появился только в 2011 году.

И я стал думать о защите диссертации по избирательному праву. При этом мне даже пришла в голову мысль, что, поскольку у меня уже есть кандидатская степень, то не попробовать ли сразу написать по юридическим наукам докторскую?

Я встречался с председателем совета директоров Независимого института выборов доктором юридических наук Александром Владимировичем Иванченко, с зав. кафедрой конституционного и муниципального права МГУ доктором юридических наук Суреном Адибековичем Авакьяном, профессором Московской государственной юридической академии (МГЮА) Вилем Алексеевичем Кикотем и зав. кафедрой государственного права зарубежных стран МГЮА Борисом Александровичем Страшуном. При этом Страшун без какого-либо намека с моей стороны сказал, что могу попробовать сразу защитить докторскую. Потом я понял, что он был достаточно далек от диссертационных дел.

Все, с кем я встречался, одобрительно отнеслись к моему желанию защититься, но никакой помощи не предложили. Все же я, окрыленный, начал работать в этом направлении. Самые ранние следы подготовки (файлы) датированы 31 июля 2002 года. И постепенно начал писать текст под заголовком «Избирательное законодательство Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы развития» в расчете на докторскую диссертацию. К началу мая 2003 года было написано уже 12 авторских листов.

Наконец, в апреле или мае 2003 года я встретился с зав. кафедрой прав человека Московской гуманитарно-социальной академии (МГСА) доктором юридических наук Юрием Альбертовичем Дмитриевым. О нем самом я напишу в отдельном подразделе.

Дмитриев объяснил мне, что юридическое сообщество достаточно чопорное и потому не позволит защитить докторскую человеку, который не защитил по этим наукам кандидатскую. А с кандидатской он выразил готовность содействовать: для этого мне нужно было оформить в МГСА соискательство. И я этим занялся.

МГСА вела свое начало от Центральной, а затем Высшей комсомольской школы. В 1990 году школа была преобразован в Институт молодежи, который вскоре стал негосударственным образовательным учреждением. В 2000 году институт был переименован в МГСА. А в июне 2003 года МГСА была преобразована в Московский гуманитарный университет (МосГУ). И соискательство я оформлял уже в МосГУ.

Университет располагался в парковой зоне рядом с Кусковским парком, недалеко от станции Вешняки (Казанского направления). Я чаще всего шел туда пешком от метро Рязанский проспект.

В июле 2003 года я оформил соискательство, заплатив 31 338 руб. (плата за год). Это были большие деньги: немного меньше 1000 евро и немного больше 1000 долларов. Мой заработок в Институте биохимии за целый 2002 год составил около 36 тыс. руб. (впрочем, от мэрии за написание законов я в тот год получил больше). Но деньги у меня были.

Я надеялся, что успею защититься за год и платить за второй год не потребуется. Эти надежды оправдались. Также я рассчитывал, что в осенней избирательной кампании сумею заработать соответствующую сумму. И этот расчет тоже оправдался.

Тему кандидатской диссертации я сузил по сравнению с предполагаемой докторской, выбрав наиболее изученную мной область – избирательные системы (в узком смысле этого понятия). Первоначально я озаглавил диссертацию так: «Проблемы формирования региональных и местных избирательных систем в Российской Федерации». Затем скорректировал название: «Конституционно–правовые основы формирования региональных и местных избирательных систем в Российской Федерации». В окончательном виде тема звучала так: «Конституционно–правовые основы многообразия избирательных систем в Российской Федерации».

Дальше нужно было параллельно двигаться в трех направлениях:

1)    сдать кандидатские экзамены;

2)    написать текст диссертации;

3)    опубликовать в научных журналах статьи, охватывавшие основные положения диссертации.

Титульный лист | Мемуары

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz