1.1. Межрегиональное объединение избирателей

Мой товарищ Андрей Бузин еще в предыдущие годы хотел создать организацию, которая бы занимался борьбой за честные выборы. В принципе, такая организация существовала, ее возглавляли Анатолий Шабад и Виктор Лучин, в середине 1990-х мы даже принимали участие в каких-то ее мероприятиях, но в конце 1990-х ее активность была незаметна.

И вот в начале 1999 года Андрей все же решился на создание новой организации. Он решил назвать ее Московским объединением избирателей (МОИ). Мне это название не нравилось: оно копировало название организации, существовавшей в 1989–1991 годах и имевшей тогда явную политическую окраску, в то время как мы пытались создать политически нейтральную организацию.

25 февраля 1999 года в помещении совета самоуправления микрорайона «Красный маяк» собрались шесть человек, которые стали учредителями МОИ. Кроме меня и Андрея Бузина были чертановские активисты Вячеслав Румянцев (к тому времени уже отошедший от политической деятельности, но оказывавший нам поддержку), Элеонора Чайковская и ее дочь Ирина Чайковская, плюс член Московской городской избирательной комиссии (МГИК) Марианна Славутская. Вот запись из моего дневника: «Сидели почти 3,5 часа, обсуждали бурно многие пункты устава. Мое предложение изменить название не встретило поддержки. В конце концов устав приняли, избрали Румянцева ответственным учредителем и Бузина председателем».

Румянцев в марте создал сайт votas.ru, который мы с Бузиным до сих пор поддерживаем. Собственно говоря, сайт и стал главным, а вскоре и единственным делом нашей организации. Кто-то (кажется, Ивэн Харланов) вскоре сострил, что в ее названии не хватает одного слова: «двух». И, действительно, оно по сути было и осталось объединением двух человек.

Я первым делом поместил на сайте статью «Загадки выборов 1995 года в Московской области», написанную вместе с Анатолием Трофимовым в мае 1996 года. И затем постоянно что-то писал для сайта. И до сих пор пишу, хотя в последние годы уже достаточно редко. Пишет и Бузин.

В соответствии с законодательством, общественное объединения может не регистрироваться и может осуществлять свою уставную деятельность с момента учреждения. Мы и начали свою деятельность, тем не менее, мы предприняли несколько попыток получить государственную регистрацию. Каждая новая попытка требовала нового учредительного собрания (иначе не получалось по закону). В файле, который был размещен на сайте МОИ в 2003 году, написано, что было еще шесть учредительных собраний. В какой-то момент мы изменили название, сохранив аббревиатуру МОИ: стали Межрегиональным объединением избирателей, которое имело два региональных отделения – московское городское (его возглавил я) и московское областное.

На июль 2003 года учредителями МОИ числились А.Ю.Бузин, А.Ф.Буй, О.Б.Иванов и Е.Л.Мизитов, а членами Координационного центра – Н.А.Бородина (член МГИК, один из руководителей московского «Яблока»), А.Ю.Бузин, В.И.Лебедев (бывший председатель Районной избирательной комиссии Советского района, а в то время – коллега Бузина по окружной избирательной комиссии по выборам депутата Госдумы по Чертановскому округу № 204, делегированный в комиссию КПРФ), А.Е.Любарев, Е.Л.Мизитов (вот этого человека я совершенно не помню).

О попытках государственной регистрации МОИ мы написали следующий текст:

«К настоящему времени (июль 2003 г.) было предпринято ШЕСТЬ попыток государственной регистрации МОИ, ни одна из которых не увенчалась успехом. Правда, следует заметить, что последняя попытка относится к началу 2001 года; после этого мы перестали пытаться регистрироваться, поскольку это занимает довольно много времени и сил.

Предлоги, по которым нам отказывают в регистрации, были каждый раз разные, и либо носили несущественный характер, либо не соответствовали действительности. Примером из первой группы может служить следующее основание для отказа (в отказном письме от 19.07.99): “неправильно назван регистрирующий орган” (незадолго до этого Управление юстиции было переименовано в Главное управление юстиции). Примером из второй группы является следующее утверждение из отказного письма от 05.07.00: “в состав контрольно-ревизионной комиссии избраны граждане, не являющиеся членами организации” (последнее утверждение является дважды неверным: во-первых, нигде не написано, что член КРК должен быть членом организации, а, во-вторых, избранные в КРК лица были членами организации; однако управление юстиции не утруждает себя разъяснениями)…

Отказ, полученный нами в июле 2000 г., был обжалован в Краснопресненский районный суд г. Москвы. Рассмотрение дела в этом суде под председательством судьи В.А.Рогожина оставило самые тяжкие впечатления. Суд проходил без участия ответчика, выступления были только со стороны истца, судом истцу не было задано ни одного вопроса, но в удовлетворении жалобы было отказано. Кассационная инстанция – Московский городской суд – более внимательно отнеслась к жалобе, тем не менее, повторив в мотивировочной части своего определения алогичные утверждения управления юстиции, в удовлетворении жалобы отказала».

Титульный лист | Мемуары

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz