7. Участие в организации научных симпозиумов
7.1. Симпозиум в Звенигороде по биохимической регуляции в мае 1993 года
В мае 1993 года в подмосковном пансионате «Звенигородский» проходил симпозиум «Пути передачи внеклеточного сигнала». Его проводили Научный совет по биохимии РАН и Институт биохимии им. Баха. В оргкомитет симпозиума входили И.П. Ашмарин, Е.А. Строев, Б.И. Курганов, Е.С. Северин, С.Е. Северин (мл.), Е.В. Гришин и В.А. Ткачук.
Когда я пришел работать в ИНБИ, Курганов сразу же предложил мне участвовать в симпозиуме и его организации. 18 марта я написал, распечатал и передал Ирине Александровне Балашовой (ученый секретарь Научного совета по биохимии РАН) тезисы нашего доклада.
Затем Курганов меня подключил к подготовке программы симпозиума. 1 апреля я начал ее набирать. Ездил к Сергею Северину младшему в возглавляемый его отцом Всероссийский научный центр молекулярной диагностики и лечения, и мы с ним дорабатывали программу. 16 апреля я привез в ИНБИ тираж программы.
Заезд в пансионат был 16 мая, открытие – 17 мая, закрытие – 19 мая. 18 мая я выступал на круглом столе. Записи о симпозиуме у меня не сохранились, и в памяти осталось немного. Помню Владимира Ильича Кулинского (тогда он уже работал в Иркутске), с которым мы, как обычно, хорошо пообщались.
Лучше всего в памяти осталась тема участия окиси азота (NO) в регуляции биохимических процессов. Незадолго до симпозиума я познакомился с Валентином Реутовым, который как раз этой темой занимался и успел мне некоторые моменты сообщить. На симпозиуме об этом говорили не только Реутов, но и другие докладчики. Помню, что звучало имя Сальвадор Монкада. Один из докладчиков предположил, что за открытие регуляторной роли окиси азота может быть получена Нобелевская премия. И на банкете кто-то предложил тост за NO-белевскую премию. И действительно, пять лет спустя три исследователя из США такую премию получили. А Сальвадор Монкада (латиноамериканец, работавший в Англии) был обойден. Я помню, что тогда высказывалось недоумение по поводу этого решения, и даже предполагались политические мотивы.