3.6. Повторные выборы (март – апрель 1990 года)

Сначала несколько выдержек из моей книги «Выборы в Москве»:

«8 марта в "Московской правде" было опубликовано "Сообщение исполкома Моссовета", в котором говорилось, что повторные выборы депутатов Моссовета решено провести в воскресенье, 22 апреля. Однако Московская городская избирательная комиссия 12 марта приняла решение назначить повторные выборы на вторник, 24 апреля. В протоколе заседания комиссии сказано: "Это следует по причине того, что 22.IV – 120-я годовщина со дня рождения В.И. Ленина, возможен субботник". 14 марта в "Московской правде" было опубликовано сообщение городской комиссии, в котором давалось иное объяснение изменению дня голосования. В сообщении говорилось, что в комиссию "поступили предложения от ряда избирательных комиссий, представителей общественности определить другой, более удобный для москвичей день повторных выборов. Данные предложения обусловлены тем, что для многих избирателей это будут третьи выборы за короткий срок, проведение голосования в рабочий день позволит им использовать выходные по своему усмотрению"…

Первоначально повторные выборы были назначены по 14 округам, где 4 марта выборы были признаны несостоявшимися или окончились безрезультатно. В результате повторного голосования 18 марта к этим 14 округам прибавился еще 21 округ, где повторное голосование было признано несостоявшимся из-за низкой явки избирателей…

В результате уточнения списков избирателей 24 марта были признаны состоявшимися выборы по округу № 488, а 29 марта – по округу № 475 [оба – в Черемушкинском районе]. Повторные выборы по этим округам были отменены. Однако за время, пока шла проверка, по этим округам прошло выдвижение кандидатов; так, по округу № 475 был выдвинут 21 кандидат. В связи с этим Московская городская комиссия разрешила продлить регистрацию для этих кандидатов по другим избирательным округам до 31 марта. Этим правом воспользовалась примерно половина кандидатов – они, главным образом, перешли в другие округа Черемушкинского района. Несколько кандидатов были зарегистрированы в округах Советского района».

Итак, нам предстояли повторные выборы. В Советском районе они проводились по 6 округам по выборам в Моссовет и по 65 округам по выборам в райсовет. Я был одним из тех, кто координировал выдвижение кандидатов в райсовет (31 марта меня выбрали в координационный совет, который избрал меня своим председателем). В частности, я договорился о выдвижении нескольких наших кандидатов Обществом потребителей-автолюбителей (ОПА), заодно посоветовал его председателю Недзвецкому сменить округ, в котором он выдвигался. 25 марта ОПА выдвинуло пять наших кандидатов, в том числе одного из лидеров группы «Перестройка (Советский район)» Ивэна Харланова.

Андрей Бузин был выдвинут по своему округу (т.е. там, где он жил) собранием избирателей 24 марта. На этом же собрании моя кандидатура была вновь предложена в районную избирательную комиссию. Но райисполком вновь не стал пополнять состав комиссии вместо выбывших. Андрей сделал меня своим доверенным лицом. Но в его агитации я не участвовал, в этом не было необходимости. Статус доверенного лица был нужен для получения информации в районной избирательной комиссии, чем я и занимался.

С регистрацией двух наших активистов случился скандал. Вот выдержка из книги: «Три члена группы "Перестройка (Советский район)" (Я.Я. Иодис, Н.П. Левченко и И.И. Харланов) были выдвинуты трудовым коллективом районного отделения Сбербанка. Увы, через месяц после выдвижения – за неделю до дня голосования – руководство Сбербанка "неожиданно" обнаружило "опечатку" в протоколе, позволяющую признать выдвижение недействительным. 19 апреля районная избирательная комиссия отменила регистрацию Иодиса и Левченко. Харланов остался кандидатом только потому, что он был выдвинут также Обществом потребителей–автолюбителей».

На выборах в Моссовет конкуренция была большая (несмотря на крайне сжатые сроки выдвижения). Всего по 33 округам было зарегистрировано 640 кандидатов, позже 52 кандидата сняли свои кандидатуры или их регистрация была отменена, и осталось 588 кандидатов (в среднем конкурс составил 17,8 кандидатов на округ). По округам Советского района: в округе № 376 было 20 кандидатов (один позже снялся), в округе № 377 – 17 (из них трое снялись), в округе № 379 – 16 (из них один снялся), в округе № 389 – 12 (из них один снялся), в округе № 394 – 15 (из них двое снялись; по этому округу баллотировался тогда еще малоизвестный тележурналист Евгений Киселев). Меньше всего кандидатов (9, окончательно 8) было в округе № 391.

В округе № 377, которому я уделял больше всего внимания (там прописана и голосовала моя жена Марина, да и от нашего дома он недалеко) было зарегистрировано 17 кандидатов. Среди них – депутаты Советского райсовета А.А. Иогансен и И.С. Петров, начальник Советского РУНО А.М. Константинова, главный врач Республиканской санэпидстанции РСФСР Л.Г. Подунова (позже сняла свою кандидатуру), директор Московской хлопчатобумажной фабрики им. Фрунзе Ф.М. Плеханов, активист Клуба избирателей АН СССР С.С. Горев (снял свою кандидатуру накануне дня голосования), будущий председатель Российской социал-либеральной партии Л.Б. Гуревич, будущий сопредседатель Социал-демократической партии РФ и заместитель министра труда и занятости РФ П.М. Кудюкин, машинист бульдозера К.А. Николаев, избранный спустя несколько месяцев членом ЦК КПСС, сотрудник ВНИИ системных исследований, доверенное лицо Г.Х. Попова на прошедших выборах А.А. Рывкин.

Павел Кудюкин был одним из лидеров московских социал-демократов (Социал-демократическая партия РФ в то время еще только создавалась, но московская организация социал-демократов, МСДО, уже существовала) и московского «Мемориала». Вячеслав Румянцев меня с ним познакомил, и Павел предложил мне стать его доверенным лицом. Я немного участвовал в его агитационной кампании. Кроме того, при моем содействии Кудюкин и Иогансен 12 апреля заключили договор, по которому Иогансен снял свою кандидатуру и призвал голосовать за Кудюкина. Я пытался уговорить также снять в пользу Кудюкина свои кандидатуры Гуревича (который считал себя социал-демократом, но оставался еще в «Демократической платформе» КПСС) и Ф.Н. Пузанова (который был активистом сотрудничавшего с «Мемориалом» общества жертв политических репрессий), но оба отказались, объяснив, что их не поймут те, кто их выдвигал.

Блок «Демократическая Россия», как и на выборах 4 марта, готовил список поддерживаемых блоком кандидатур. На этот раз подход к составлению списка был более тщательным. Московское отделение блока создало комиссию, которая знакомилась с кандидатами, прежде чем принимать решение. Желающих получить поддержку «Демократической России» после ее успеха 4 и 18 марта оказалось много: например, в округе № 377 таких было 9 из 17. Районные активы провели предварительный отбор, а комиссия Московского отделения сделала окончательный выбор.

Я был одним из тех районных активистов, кто готовил предложения для комиссии. У меня в дневнике отражено, как 6 апреля мы были на встрече с кандидатами по 376-му округу, где общались с пришедшими кандидатами. После встречи я, Иогансен, Пронозин и Гедвилло (на его машине) поехали еще к двум кандидатам, которые не были на этой встрече, и побеседовали с ними. Затем Гедвилло нас развез по домам, заодно обсудили кандидатов.

 В округе № 377 блок «Демократическая Россия» поддержал кандидатуры Кудюкина и Рывкина. Листовки в поддержку Рывкина были подписаны народными депутатами СССР и РСФСР М.А. Бочаровым, Т.Х. Гдляном, Б.Н. Ельциным, Г.Х. Поповым, О.М. Попцовым и Н.И. Травкиным. Листовки в поддержку Кудюкина были подписаны народными депутатами СССР А.М. Адамовичем и Ю.Н. Афанасьевым. Забавно, что пять лет спустя, на выборах в Государственную Думу 1995 года, Рывкин и Кудюкин оказались в одном партийном списке, заняв первое и второе места в московской группе блока «Социал-демократы».

Отмечу, что по одному из округов Советского района блок «Демократическая Россия» поддержал кандидатуру Константина Затулина. Это вызвало недоумение Кудюкина и ряда других активистов, которые помнили участие Затулина в борьбе с диссидентами и неформалами в качестве командира оперотряда МГУ.

Помню сильные разногласия по кандидатуре Владимира Иванова – кандидата по округу № 376. Он был секретарем Российского народного фронта и отличался резким антикоммунизмом (в то время у него уже был конфликт с лидером РНФ Валерием Скурлатовым). Радикальная часть районного актива поддержала Иванова, но избранные в марте народный депутат РСФСР Михаил Арутюнов и депутат Моссовета Александр Егоров отказались подписывать листовку, в которой среди других кандидатов фигурировал Иванов.

В то время как актив уделял большое внимание этим выборам, большую часть избирателей они не интересовали. На две встречи с кандидатами по округу № 376 избиратели вообще не пришли, на встрече с кандидатами по округу № 377 избирателей было меньше, чем кандидатов.

Я готовил листовки (для всего района), клеил их, стоял около стенда Кудюкина у метро «Южная».

Из записи в дневнике в день голосования, 24 апреля: «Получил удостоверение дов. лица Кудюкина в окр. комиссии. Обошел изб. участки… С 22 ч. дежурил на Маринином участке (№ 43). Пробыл там до конца подсчета, затем узнал результаты на участках № 37 и 35. Затем поехал в районную избирательную комиссию. Там в холле перед залом шла передача протоколов. Петренко я нашел в комнате комиссии. Мы с ним подождали, когда все принесут туда, затем записывали результаты по мере того, как они сообщались. Ушли в 2:40».

Дальше – выдержки из книги. Сначала о выборах в райсовет:

«В целом по 65 округам в голосовании 24 апреля приняло участие всего 48,3% избирателей. Тем не менее в большинстве округов явка была выше 50%. В 35 округах депутаты были избраны 24 апреля, еще в 6 округах было назначено повторное голосование. Оно было проведено 15 мая и дало еще 6 депутатов. Таким образом, кворум, необходимый для начала работы райсовета, был набран… Депутатами стали члены совета группы "Перестройка (Советский район)" Бузин и Харланов, а также один из лидеров Клуба избирателей "Свобода" Е.Н. Мамонтова. В 24 округах выборы были признаны несостоявшимися… Не состоялись, в частности, выборы в тех округах, где была отменена регистрация Иодиса и Левченко, а также там, где баллотировались Глотов, Кулешов и Востриков…

В результате четырех туров выборов в Советский райсовет на 180 мандатов было избрано 156 депутатов… К участию в выборах были допущены 9 членов группы "Перестройка (Советский район)", и 8 из них стали депутатами. Избраны были и многие активисты Клуба избирателей "Свобода" и советов самоуправления микрорайонов, другие демократически настроенные кандидаты, поддерживаемые клубом избирателей (в том числе О.А. Бектабегова, С.И. Блохин, Б.Г. Быков, Г.А. Зайцева, А.Ф. Ивановский, А.Н. Касаткин, В.А. Киселев, Е.Н. Мамонтова, М.М. Ревзин, Р.А. Романовский). Когда в райсовете был создан блок "Демократическая Россия", в него вошел 51 депутат. Председателем районного Совета была избрана О.А. Бектабегова, беспартийная, внештатный сценарист студии "Центрнаучфильм", председатель совета самоуправления микрорайона "Юг". Она победила трех конкурентов, среди которых была и первый секретарь райкома КПСС Л.А. Медведева».

О выборах в Моссовет по округу № 377, где я был доверенным лицом Кудюкина:

«Округ включал 6 избирательных участков. На двух участках участковые комиссии формировала фабрика им. Фрунзе (директором которой был кандидат Плеханов), еще на двух участках – Камвольно-прядильная фабрика им. Калинина, два участка формировали другие предприятия. Результаты голосования на разных участках оказались очень разными. Так, на двух участках, где комиссии формировала фабрика им. Фрунзе, явка была 39,5% и 49,2%, и Плеханов занял первое место, получив 23,0% и 36,0%. На двух участках, где комиссии формировала фабрика им. Калинина, явка достигла 51,2% и 67,0%, а Плеханов получил 21,0% и 22,7% (на одном из этих участков он занял первое место, на другом – второе). На двух других участках явка была 34,8% и 31,9%, а Плеханов набрал всего 1,5% и 3,1%. Эти данные, безусловно, вызывают подозрение, но, поскольку выборы не состоялись, никаких попыток разобраться не было предпринято. В целом по округу явка составила 46,4%. Рывкин занял первое место, набрав 21,5%. Вторым был Плеханов (19,5%), третьим – Кудюкин (13,4%)».

Добавлю: как видно из дневника, в день голосования я смог узнать итоги лишь по трем участкам. По трем остальным узнал только из архива Моссовета в 2000 году. Разбираться было уже поздно.

В целом повторные выборы в Моссовет закончились провалом. Из 33 округов в 22 они не состоялись из-за явки менее 50%. В 11 округах 13 или 15 мая прошло повторное голосование, из них в четырех оно не состоялось. Таким образом, в результате повторных выборов были избраны всего 7 депутатов. В Советском районе не состоялись выборы в пяти округах из шести. И только в округе № 391 удалось избрать депутата – им стал заместитель начальника Управления охраны общественного порядка ГУВД Москвы Б.Г. Захаров, выигравший во втором туре у одного из лидеров клуба избирателей «Свобода» Елены Мамонтовой.

Титульный лист | Мемуары

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz