Евреи в Восточной Европе
В Крыму и Северном Причерноморье еврейские поселения появились еще в первые века н.э. В 8 в. евреи проникли в Хазарский каганат, расположенный в Прикаспийском регионе, и способствовали принятию иудаизма хазарской верхушкой.
В 9–10 вв. евреи из Византии и Хазарского каганата стали появляться на Руси. В это же время евреи стали проникать и в Польшу – из Германии и Чехии. На Руси отношение к евреем было в основном негативным, их численность была незначительной.
Польские князья охотно допускали в свою страну евреев, благодаря которым развивались торговля, промышленность и ремесла. В 1264 г. князь Болеслав Калишский издал грамоту, определявшую права евреев в Великой Польше и имевшую цель защитить их от произвола. В 1334 г. король Казимир Великий подтвердил грамоту Болеслава Калишского и распространил ее действие на все области польского государства. Впоследствии Казимир дополнил грамоту новыми законоположениями. В 1388 г. великий князь литовский Витовт издал для литовских евреев грамоту, сходную с грамотами Болеслава и Казимира. Однако в 1454 г. король польский и великий князь литовский Казимир IV под давлением духовенства вынужден был отменить многие права евреев. В 1495 г. его сын Александр Казимирович издал указ об изгнании евреев из Литвы, но 6 лет спустя
разрешил им вернуться и возвратил отнятое у них имущество.Шестнадцатое столетие считается "золотым веком" евреев в Польше и Литве. После изгнания евреев из Испании в 1492 г. Польша приобрела главенство в еврейском мире. В 1507 г. польский король Сигизмунд I подтвердил льготные грамоты прежних королей. При его преемнике Сигизмунде II Августе было расширено самоуправление еврейских общин. Евреи составили особое сословие, которое управлялось во внутренней жизни своими выборными органами – кагалами. Большое внимание уделялось обучению детей и юношей – была создана широкая сеть низших школ (хедеров) и высших училищ (иешив).
В 17 в. в принадлежащих Польше украинских землях обострилась национальная и религиозная рознь. В ходе вспыхнувшего в 1648 г. восстания казаков и крестьян под руководством Богдана Хмельницкого и последующей русско-польской войны 1654–56 гг. происходили массовые убийства поляков и евреев. Число погибших за это время евреев превысило 100 тысяч. В той части Украины, которая в результате войны отошла к России, вовсе исчезли еврейские общины, а в польской части осталась одна десятая часть еврейского населения.
В середине 18 в. среди польских евреев начал распространяться
хасидизм, религиозное течение, ставящее на первое место чувства, а не строгое исполнение внешних обрядов. Это течение получило наибольшее распространение в Подолии и Волыни (западная часть современной Украины).Русские цари до Петра I не позволяли евреям постоянно жить на территории страны. При Петре I евреи начали поселяться в Малороссии, но при Екатерине I в 1727 г. был издан указ об их высылке.
В результате трех разделов Польши в 1772–95 гг. к Российской империи были присоединены территории Украины, Белоруссии и Литвы со значительным еврейским населением. С этого момента Российская империя стала одним из наиболее населенных евреями государств, а после присоединения в 1815 г. Царства Польского – государством с самым большим еврейским населением.
Однако евреям было разрешено жить только в пределах т.н.
“черты оседлости”. Кроме ранее занятых территорий, Екатерина II разрешила евреям селиться лишь в Новороссийском крае – территории, которая была отвоевана у Турции и нуждалась в жителях. В коренных же великорусских областях они, как и прежде, не имели права жить. В 1794 г. евреи-мещане и евреи-купцы были обложены вдвое большими податями, чем христиане. Евреи не считались настоящими гражданами страны и не пользовались всеми гражданскими правами.В 1804 г. Александр I утвердил "Положение об устройстве евреев". В нем на первом плане стояли меры просвещения: евреям был открыт доступ в русские учебные заведения и поощрялось распространение между ними русского языка. Поощрялось создание еврейских земледельческих колоний в Новороссийском крае. В то
же время евреям было запрещено проживать в деревнях.В царствование Николая I положение евреев значительно ухудшилось. В 1827 г. был издан закон, обязывающий евреев отбывать 25-летнию воинскую повинность по рекрутскому набору. Распространилась практика, когда малолетних еврейских детей отбирали в "кантонисты", отправляли в дальние восточные губернии и обучали в особых батальонах. При этом их вынуждали принимать православие.
В 1856 г., после воцарения Александра II, вербовка кантонистов была прекращена. В последующие годы евреям – купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием и ремесленникам – было разрешено проживание вне "черты оседлости".
В губерниях, входящих в "черту оседлости", евреи составляли значительный процент населения (см.
таблицу 5). В некоторых крупных городах они составляли больше половины населения (см. таблицу 6).В начале царствования Александра III во многих городах юга Российской империи прокатились еврейские погромы. При Александре III был издан ряд указов, ограничивающих права евреев: запрещение евреям вновь селиться в селах и деревнях (1882 г.), ограничение в приеме еврейских детей в гимназии и университеты (1887 г.), выселение евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.), недопущение евреев в состав гласных городских дум по выборам (1892 г.). Эти ограничения и ухудшение экономического положения вызвали усиленную эмиграцию российских евреев – в США, Канаду, Аргентину и Палестину.
В начале 20 в., особенно во время революции 1905–07 гг., в местах проживания евреев прокатилось несколько волн еврейских погромов. В результате эмиграция евреев из России усилилась.
В июне 1915 г., во время Первой мировой войны, русское командование организовало массовое выселение евреев Царства Польского, Курляндской, Ковенской и др. губерний под предлогом их политической неблагонадежности. Одновременно, под давлением общественного мнения на Западе, русские власти были вынуждены фактически отменить большую часть ограничений на проживание евреев вне "черты оседлости"; поток еврейских беженцев из западных губерний хлынул вглубь страны.
После Февральской революции одним из первых актов Временного правительства была декларация от 20 марта (2 апреля) об отмене всех антиеврейских законов и полном равноправии евреев. Евреи смогли свободно перемещаться по территории России (а впоследствии СССР), и постепенно они заселили многие регионы РСФСР, в первую очередь крупные города.
В 20-е годы в Белоруссии идиш был признан одним из четырех официальных языков. На Украине были созданы 3 автономных еврейских района и значительное число сельских и городских советов, официальным языком которых был идиш. Однако в целом 20–30-е годы характеризовались массовой культурной ассимиляцией евреев, их переходом от еврейской культуры к русской и с идиш на русский язык.
В 1925 г. было утверждено предложение поселить на земле в течение ближайших нескольких лет десятки тысяч еврейских семей. В 1928 г. число евреев-земледельцев достигло 220 тысяч (8%).
В 1928 г. Президиум ЦИК СССР решил отвести район Биробиджана (на Дальнем Востоке) для заселения трудящимися–евреями. В 1930 г. в составе Дальневосточного края был создан Биробиджанский национальный район, а в 1934 г. – образована Еврейская автономная область (с центром в Биробиджане). За период 1928–33 гг. туда приехало около 20 тыс. евреев, но более половины из них вскоре уехало обратно. Евреи не составляли и не составляют большинства населения Еврейской автономной области, и доля евреев, живущих в этой автономии, никогда не составляла
значительной части евреев, проживающих в России и СССР.За годы Великой Отечественной войны доля евреев, проживавших на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Литве, существенно снизилась вследствие их частичной эвакуации и гибели большей части оставшегося еврейского населения во время фашистской оккупации.
Руководство СССР препятствовало выезду евреев из страны. Тем не менее за период с 1968 по 1986 г. из СССР выехало 267 тыс. евреев, из них 164 тыс. – в Израиль (см.
таблицу 7). С началом "перестройки" и снятием ограничений на выезд темпы эмиграции увеличились.По данным Еврейского агентства, в 1993 г. на территории бывшего СССР проживало 1 434 тысячи евреев, из них в России 656 тысяч.
В Москве, по данным переписи населения, в 1989 г. проживало 175,7 тысяч евреев (около 2% всего населения города).