Евреи в Восточной Европе
(Польша, Российская империя, СССР)

В Крыму и Северном Причерноморье еврейские поселения появились еще в первые века н.э. В 8 в. евреи проникли в Хазарский каганат, расположенный в Прикаспийском регионе, и способствовали принятию иудаизма хазарской верхушкой.

В 9–10 вв. евреи из Византии и Хазарского каганата стали появляться на Руси. В это же время евреи стали проникать и в Польшу – из Германии и Чехии. На Руси отношение к евреем было в основном негативным, их численность была незначительной.

Польские князья охотно допускали в свою страну евреев, благодаря которым развивались торговля, промышленность и ремесла. В 1264 г. князь Болеслав Калишский издал грамоту, определявшую права евреев в Великой Польше и имевшую цель защитить их от произвола. В 1334 г. король Казимир Великий подтвердил грамоту Болеслава Калишского и распространил ее действие на все области польского государства. Впоследствии Казимир дополнил грамоту новыми законоположениями. В 1388 г. великий князь литовский Витовт издал для литовских евреев грамоту, сходную с грамотами Болеслава и Казимира. Однако в 1454 г. король польский и великий князь литовский Казимир IV под давлением духовенства вынужден был отменить многие права евреев. В 1495 г. его сын Александр Казимирович издал указ об изгнании евреев из Литвы, но 6 лет спустя разрешил им вернуться и возвратил отнятое у них имущество.

Шестнадцатое столетие считается "золотым веком" евреев в Польше и Литве. После изгнания евреев из Испании в 1492 г. Польша приобрела главенство в еврейском мире. В 1507 г. польский король Сигизмунд I подтвердил льготные грамоты прежних королей. При его преемнике Сигизмунде II Августе было расширено самоуправление еврейских общин. Евреи составили особое сословие, которое управлялось во внутренней жизни своими выборными органами – кагалами. Большое внимание уделялось обучению детей и юношей – была создана широкая сеть низших школ (хедеров) и высших училищ (иешив).

В 17 в. в принадлежащих Польше украинских землях обострилась национальная и религиозная рознь. В ходе вспыхнувшего в 1648 г. восстания казаков и крестьян под руководством Богдана Хмельницкого и последующей русско-польской войны 1654–56 гг. происходили массовые убийства поляков и евреев. Число погибших за это время евреев превысило 100 тысяч. В той части Украины, которая в результате войны отошла к России, вовсе исчезли еврейские общины, а в польской части осталась одна десятая часть еврейского населения.

В середине 18 в. среди польских евреев начал распространяться хасидизм, религиозное течение, ставящее на первое место чувства, а не строгое исполнение внешних обрядов. Это течение получило наибольшее распространение в Подолии и Волыни (западная часть современной Украины).

Русские цари до Петра I не позволяли евреям постоянно жить на территории страны. При Петре I евреи начали поселяться в Малороссии, но при Екатерине I в 1727 г. был издан указ об их высылке.

В результате трех разделов Польши в 1772–95 гг. к Российской империи были присоединены территории Украины, Белоруссии и Литвы со значительным еврейским населением. С этого момента Российская империя стала одним из наиболее населенных евреями государств, а после присоединения в 1815 г. Царства Польского – государством с самым большим еврейским населением.

Однако евреям было разрешено жить только в пределах т.н. “черты оседлости”. Кроме ранее занятых территорий, Екатерина II разрешила евреям селиться лишь в Новороссийском крае – территории, которая была отвоевана у Турции и нуждалась в жителях. В коренных же великорусских областях они, как и прежде, не имели права жить. В 1794 г. евреи-мещане и евреи-купцы были обложены вдвое большими податями, чем христиане. Евреи не считались настоящими гражданами страны и не пользовались всеми гражданскими правами.

В 1804 г. Александр I утвердил "Положение об устройстве евреев". В нем на первом плане стояли меры просвещения: евреям был открыт доступ в русские учебные заведения и поощрялось распространение между ними русского языка. Поощрялось создание еврейских земледельческих колоний в Новороссийском крае. В то же время евреям было запрещено проживать в деревнях.

В царствование Николая I положение евреев значительно ухудшилось. В 1827 г. был издан закон, обязывающий евреев отбывать 25-летнию воинскую повинность по рекрутскому набору. Распространилась практика, когда малолетних еврейских детей отбирали в "кантонисты", отправляли в дальние восточные губернии и обучали в особых батальонах. При этом их вынуждали принимать православие.

В 1856 г., после воцарения Александра II, вербовка кантонистов была прекращена. В последующие годы евреям – купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием и ремесленникам – было разрешено проживание вне "черты оседлости".

В губерниях, входящих в "черту оседлости", евреи составляли значительный процент населения (см. таблицу 5). В некоторых крупных городах они составляли больше половины населения (см. таблицу 6).

В начале царствования Александра III во многих городах юга Российской империи прокатились еврейские погромы. При Александре III был издан ряд указов, ограничивающих права евреев: запрещение евреям вновь селиться в селах и деревнях (1882 г.), ограничение в приеме еврейских детей в гимназии и университеты (1887 г.), выселение евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.), недопущение евреев в состав гласных городских дум по выборам (1892 г.). Эти ограничения и ухудшение экономического положения вызвали усиленную эмиграцию российских евреев – в США, Канаду, Аргентину и Палестину.

В начале 20 в., особенно во время революции 1905–07 гг., в местах проживания евреев прокатилось несколько волн еврейских погромов. В результате эмиграция евреев из России усилилась.

В июне 1915 г., во время Первой мировой войны, русское командование организовало массовое выселение евреев Царства Польского, Курляндской, Ковенской и др. губерний под предлогом их политической неблагонадежности. Одновременно, под давлением общественного мнения на Западе, русские власти были вынуждены фактически отменить большую часть ограничений на проживание евреев вне "черты оседлости"; поток еврейских беженцев из западных губерний хлынул вглубь страны.

После Февральской революции одним из первых актов Временного правительства была декларация от 20 марта (2 апреля) об отмене всех антиеврейских законов и полном равноправии евреев. Евреи смогли свободно перемещаться по территории России (а впоследствии СССР), и постепенно они заселили многие регионы РСФСР, в первую очередь крупные города.

В 20-е годы в Белоруссии идиш был признан одним из четырех официальных языков. На Украине были созданы 3 автономных еврейских района и значительное число сельских и городских советов, официальным языком которых был идиш. Однако в целом 20–30-е годы характеризовались массовой культурной ассимиляцией евреев, их переходом от еврейской культуры к русской и с идиш на русский язык.

В 1925 г. было утверждено предложение поселить на земле в течение ближайших нескольких лет десятки тысяч еврейских семей. В 1928 г. число евреев-земледельцев достигло 220 тысяч (8%).

В 1928 г. Президиум ЦИК СССР решил отвести район Биробиджана (на Дальнем Востоке) для заселения трудящимися–евреями. В 1930 г. в составе Дальневосточного края был создан Биробиджанский национальный район, а в 1934 г. – образована Еврейская автономная область (с центром в Биробиджане). За период 1928–33 гг. туда приехало около 20 тыс. евреев, но более половины из них вскоре уехало обратно. Евреи не составляли и не составляют большинства населения Еврейской автономной области, и доля евреев, живущих в этой автономии, никогда не составляла значительной части евреев, проживающих в России и СССР.

За годы Великой Отечественной войны доля евреев, проживавших на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Литве, существенно снизилась вследствие их частичной эвакуации и гибели большей части оставшегося еврейского населения во время фашистской оккупации.

Руководство СССР препятствовало выезду евреев из страны. Тем не менее за период с 1968 по 1986 г. из СССР выехало 267 тыс. евреев, из них 164 тыс. – в Израиль (см. таблицу 7). С началом "перестройки" и снятием ограничений на выезд темпы эмиграции увеличились.

По данным Еврейского агентства, в 1993 г. на территории бывшего СССР проживало 1 434 тысячи евреев, из них в России 656 тысяч.

В Москве, по данным переписи населения, в 1989 г. проживало 175,7 тысяч евреев (около 2% всего населения города).

Титульный лист | История | История евреев

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz