Аркадий Любарев

Как я участвовал в работе над Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Результаты деятельности Рабочей группы

В результате деятельности Рабочей группы получился проект, сильно отличавшийся от принятого в первом чтении – сильнее, чем проект, принятый в первом чтении отличался от действовавшего закона.

Радикальные изменения коснулись не только содержания, но и формы. В первом чтении был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Получилась неудобная структура "закона в законе", осложненная тем, что как во внешнем, так и во внутреннем законе имелись переходные положения. От такой формы решили отказаться – и в результате была подготовлена уже не новая редакция старого закона, а формально новый закон со старым названием.

А.И. Салий настоял на том, чтобы все, что касалось референдума, было перенесено в отдельную главу, а из остальных глав слово "референдум" было изъято. Он также добился изменения структуры главы 4 (избирательные комиссии): каждому типу комиссий следовало посвятить отдельную статью.

Что касается содержания, то о масштабе изменений можно судить по следующим цифрам. Из 35 наиболее существенных новелл законопроекта, принятого в первом чтении (при отборе наиболее существенных новелл я ориентировался на статью А.А. Вешнякова в № 3 "Журнала о выборах" и на его выступление при рассмотрении проекта в первом чтении) была поддержана или усилена 21 новелла, ослаблены 4 и отвергнуты 10 новелл. В то же время дополнительно были внесены 17 существенных новелл, не предусмотренных ЦИКом.

Отвергнуты были значительная часть предложений ЦИКа по "вертикализации" системы избирательных комиссий (обязательное включение в комиссии субъектов РФ и муниципальных образований представителей вышестоящих комиссий, назначение или представление председателей комиссий "сверху"), голосование по почте и по доверенности, возможность сбора подписей в специально отведенных местах, возможность сбора нотариально заверенных подписей, запрет призывов к неучастию в выборах, ограничения круга лиц и организаций, имеющих право оказывать консультационные и информационные услуги, и др. Фактически отвергнуто было и предложение ЦИКа по существенному сокращению протокола об итогах голосования: сократить решили лишь строки, связанные с недействительными бюллетенями.

Был достигнут компромисс по вопросу о пороге явки. ЦИК предлагал установить для любых выборов в качестве минимального 25%-ный порог с правом его увеличения. Рабочая группа по предложению Б.Б. Надеждина решила снизить "рамочный" порог явки до 20% без права его повышения региональными законами, отменить порог на повторных и дополнительных выборах любого уровня и разрешить региональным законодателям отменять его для выборов депутатов представительных органов местного самоуправления.

ЦИК предлагал сократить максимальную продолжительность избирательной кампании (точнее, периода от назначения выборов до дня голосования) до 100 дней. Рабочая группа поддержала идею, предложенную (через "яблочников") автором этих строк, чтобы максимальная и минимальная продолжительность избирательной кампании была установлена разная для разных уровней выборов. Для федеральных выборов максимальная продолжительность была увеличена до 120 дней, для региональных этот срок остался на уровне 100 дней, а для местных был уменьшен до 80 дней.

В проекте, принятом в первом чтении, решение вопроса о проведении региональных выборов по смешанной системе предлагалось отдать на усмотрение региональных же законодателей. По требованию фракций КПРФ, СПС и "Яблока" этой норме был придан императивный характер.

Наиболее важной группой новелл, принятых по инициативе депутатов, оказались поправки, связанные с уменьшением возможностей для отказа в регистрации и отмены регистрации. Перечень оснований для отказа в регистрации и отмены регистрации был сокращен: изъяты из этих перечней, во-первых, нарушения порядка агитации (кроме нарушений п. 2 ст. 29 Конституции РФ), во-вторых, недостоверность сведений о доходах и имуществе. Кроме того, перечень оснований для отмены регистрации стал исчерпывающим. Еще более радикальные изменения коснулись порядка отмены регистрации. Рабочая группа решила предоставить такое право только суду. Круг лиц, которые могут обращаться в суд с таким заявлением, ограничен избирательными комиссиями и кандидатами. Было также решено ограничить срок подачи заявлений об отмене регистрации 8 днями до дня голосования.

По инициативе председателя МГИК В.П. Горбунова было решено разрешить начинать предвыборную агитацию не после регистрации, а после выдвижения кандидата. По инициативе депутата В.В. Похмелкина избиратели были исключены из числа субъектов выдвижения кандидата (осталось лишь самовыдвижение и выдвижение избирательными объединениями или блоками).

По инициативе депутата С.С. Митрохина была принята норма, обязывающая проводить выборы губернаторов по двухтуровой системе.

В ходе спора по поводу права ЦИК делегировать своих представителей в комиссии субъектов РФ секретарь ЦИК О.К. Застрожная аргументировала свою позицию стремлением сделать комиссии субъектов независимыми от губернаторов. В этот момент мне удалось обратить внимание членов Рабочей группы на то, что более эффективен другой способ: формировать данные комиссии только представительными органами власти. Это предложение было горячо поддержано Надеждиным, а Застрожная не смогла найти аргументы против. В результате Рабочая группа поддержала поправки, предложенные "яблочником" И.Ю. Артемьевым (эта же идея содержалась и в поправке, преложенной "тройкой" С.С. Митрохин–С.А. Попов–А.В. Шишлов, но у них она оказалась в связке с другой, неподдержанной идеей).

Ряд серьезных поправок, предложенных депутатами и принятых Рабочей группой, касались усиления контроля за подсчетом голосов: подсчет бюллетеней путем перекладывания, регламентация порядка подведения итогов голосования в комиссиях выше участковых, назначение повторного пересчета при выявлении нарушений порядка составления протокола, публикация в Интернете итогов голосования по каждому избирательному участку.

Титульный лист | Политика | Оглавление

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz