Аркадий Любарев
Как я участвовал в работе над Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Предыстория
Как и у многих участников избирательных процессов 1999–2000 гг., у меня накопилась масса претензий к избирательному законодательству. И в первую очередь – к "рамочному" закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В апреле–мае 2000 г. я подготовил 16-страничную записку с замечаниями к этому закону (более 150 замечаний). Эта записка была передана в МГИК, с ней я также знакомил многих коллег (в т.ч. В.Л. Шейниса). 3–4 июня я участвовал в конференции по второму этапу проекта "Информатика для демократии – 2000+", проходившей в подмосковном Голицыно. На этой конференции я также выступал с критическими замечаниями в адрес избирательного законодательства. В тот момент была надежда, что Фонд ИНДЕМ организует работу по подготовке альтернативного проекта "рамочного" закона. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
В начале июля 2001 г. на сайте ИНДЕМа появился проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Как впоследствии выяснилось, это был еще не окончательный вариант проекта; два месяца спустя Президент РФ внес в Думу проект, отличающийся от того, который был размещен на сайте ИНДЕМа. Однако отличий было немного, хотя некоторые отличия были принципиальные.
Знакомство с проектом показало, что большинство моих замечаний осталось без внимания. Лишь небольшая часть моих замечаний оказалась реализованной (у меня нет никаких оснований считать, что повлияла именно моя записка): исключение избирателя из списка при выдаче ему открепительного удостоверения; возможность образования ТИК для руководства зарубежными участковыми
комиссиями; запрет для прокуроров быть членами избирательных комиссий; присутствие наблюдателей при проведении досрочного голосования; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; исключение деятельности, способствовавшей повышению явки, из определения предвыборной агитации; классификация СМИ; неувеличение объема бесплатного эфира и печатной площади при совмещении выборов; возможность несовпадения контрольных соотношений и некоторые другие.После ознакомления с проектом я начал готовить новый список замечаний. Однако, дойдя до выдвижения кандидатов, я понял, что надо действовать по-другому. Мне хотелось инициировать обсуждение не закона вообще, а множества конкретных проблем. Поэтому я предложил Фонду ИНДЕМ, на сайте которого уже началось обсуждение законопроекта, открыть "форум". Мое предложение было поддержано, и в конце августа "форум" на сайте ИНДЕМа был открыт. А я начал посылать на этот "форум" короткие тексты, содержащие замечания по конкретным статьям (или проблемам) законопроекта. Первые 4 моих текста появились там 30 августа. Всего до 20 сентября я разместил на "форуме" 14 своих оригинальных выступлений, дойдя до проблем агитации.
Одновременно мой коллега А.Ю. Бузин подготовил и разместил на сайте ИНДЕМа в начале сентября статью, в которой он резко критиковал проект по концептуальным вопросам и предлагал подготовить альтернативный проект. Для затравки дискуссии я поместил с согласия Бузина на "форуме" два фрагмента из его статьи и свои ответы на эти фрагменты.
К сожалению, больше никто ничего на "форуме" не разместил, хотя я 6 сентября разослал в десяток адресов электронное письмо с предложением посылать на "форум" свои отклики и замечания. В результате я охладел к "форуму" и не стал продолжать серию своих выступлений.