Какие права обеспечивают свободные, честные и справедливые выборы
Аркадий Любарев
Межрегиональное объединение избирателей
В настоящее время в Государственной Думе ведется активная работа над новой редакцией Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Но за множеством частных проблем без внимания может остаться один из главных вопросов: что такое собственно избирательные права граждан? И какие именно права нам хотят гарантировать? Рассмотрим один случай из выборной практики.
Избирательная комиссия обсуждала в общем-то частный вопрос: признавать ли недействительными избирательные бюллетени досрочно проголосовавших избирателей. Суть проблемы состояла в том, что одному кандидату было сначала отказано в регистрации, потом он был зарегистрирован по решению суда, были напечатаны новые бюллетени с его фамилией, а затем регистрация этого кандидата была вновь отменена и его фамилия вычеркнута из новых бюллетеней. Важно здесь то, что часть избирателей проголосовала досрочно старыми бюллетенями, которые принципиально не отличались от бюллетеней нового образца: в последних значился еще один кандидат, но его фамилия из них была вычеркнута.
В ходе обсуждения у членов комиссии обнаружилось два разных подхода к решению возникшей проблемы. Сторонники первого подхода исходили из определения недействительного бюллетеня как бюллетеня, из которого неясно волеизъявление избирателя, и предлагали решать вопрос о действительности заполненных избирателями старых бюллетеней на общих основаниях (то есть считать действительными старые бюллетени, если по ним волеизъявление можно установить).
Второй подход предполагал простое решение: раз бюллетени были перепечатаны, то те, старые, надо признавать недействительными или бюллетенями неустановленного образца – это два варианта в сущности одного и того же подхода. И сторонники данного подхода оказались в большинстве. Особый шарм ситуации придавала откровенно проявляемая сторонниками такой позиции забота о том, чтобы избиратели, получившие старые бюллетени, считались проголосовавшими.
В этом эпизоде очень ярко проявилось доминирующее в сознании организаторов выборов представление об активном избирательном праве как о праве избирателя получить избирательный бюллетень, поставить в нем некую отметку в определенном месте и опустить его в ящик для голосования. Дальнейшая судьба такого бюллетеня, то есть голоса избирателя, уже к праву избирателя как будто бы отношения не имеет.
Вспоминаются два эпизода четырехлетней давности. В одном случае члены участковой комиссии проявили головотяпство, вскрыв стационарный ящик до окончания времени голосования, после чего вышестоящая комиссия заставила их признать все бюллетени, находящиеся в том ящике (315 штук), недействительными. В другом – участковая комиссия позволила одному избирателю проголосовать за восьмерых своих соседей. А потом вышестоящая комиссия на этом основании заставила признать недействительными все 770 бюллетеней, поданных избирателями этого участка.
Начиная с 1995 г. наше избирательное законодательство содержит норму, согласно которой, если в переносном ящике окажется больше бюллетеней, чем имеется заявлений на голосование вне помещения, все бюллетени в этом ящике признаются недействительными. Постоянно раздаются предложения распространить эту норму и на стационарные ящики: если в них окажется больше бюллетеней, чем выдано избирателям, надо, мол, признавать недействительными и все бюллетени, извлеченные из этих ящиков.
Между тем, даже в отношении переносных ящиков данная норма представляется излишне жесткой. Одно дело, когда выдано, скажем, 10 бюллетеней, а в ящике обнаружили сотню. И другое дело – когда вместо 10 оказалось 11. Оправдано ли лишение голоса этих 10 избирателей? Если же пытаться распространить данный принцип на стационарные ящики, то получится, что из-за одного неизвестно откуда взявшегося бюллетеня можно лишить права голоса две тысячи избирателей.
Беда в том, что понятие "избирательные права граждан" в законе, который, судя по его названию, должен эти права гарантировать, по сути никак не расшифровывается.
Включает ли данное понятие право избирателя на то, что его голос будет учтен в соответствии с его волеизъявлением?
Могут ли юристы ответить на один простой вопрос? Представим, что десять бюллетеней, поданных за одного кандидата, были подсчитаны как поданные за другого. Чьи права при этом оказались нарушены? Этих десяти избирателей? Всех избирателей, проголосовавших за "обиженного" кандидата? Или всех избирателей данного избирательного округа?
По-видимому, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выстроен неправильно. Оставим в стороне вопрос, стоит ли в одном законе объединять избирательные права и право на участие в референдуме. Главное – логика изложения норм закона должна иметь в качестве отправной точки определение избирательных прав. И далее уже устанавливать, какие избирательные процедуры должны гарантировать конкретные избирательные права.
В новой редакции закона названия большей части глав начинаются со слов "гарантии прав граждан". Но суть от этого не изменилась. Возьмем, к примеру, главу 7, в которой говорится, в частности, о праве граждан на получении информации о выборах. Заметим, что право на получение информации в понятие "избирательные права", которое дано в статье 2, не включено. Между тем право гражданина избирать должно обязательно включать в себя его право получать достоверную и объективную информацию о кандидатах. И гарантиям этого права должна быть посвящена отдельная глава.
Не меньше проблем и с пассивным избирательным правом. Если бы законодатели рассматривали отказ в регистрации и отмену регистрации кандидата как действия, ограничивающие его пассивное избирательное право, очевидно, перечень оснований для таких действий оказался бы намного короче.
Закон включает в понятие "избирательные права" помимо активного и пассивного права также право граждан участвовать в выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и в наблюдении за проведением выборов. Эти права не являются конституционными, но они важны для обеспечения свободных, честных и справедливых выборов. И об этих правах тоже должно быть написано отдельно.
Вот на какие размышления наводит короткий эпизод из заседания избирательной комиссии.
Опубликовано в журнале "Выборы: законодательство и технологии", № 12
(24), декабрь 2001