ЕСТЬ ПЛЮСЫ, ЕСТЬ МИНУСЫ

По нашей просьбе последние нововведения в процедуру областных выборов комментирует руководитель Дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Ефимович Любарев.

Я считаю, что оправданным был бы переход на выборы по смешанной (мажоритарно–пропорциональной) системе (как это сделали в подавляющем большинстве российских регионов), но не переход на полностью пропорциональную систему, как это сделали законодатели Московской области.

Как мажоритарная, так и пропорциональная система имеют свои достоинства и недостатки; смешанная же система при разумном подходе позволяет соединить достоинства обеих систем и минимизировать их недостатки. При смешанной системе, с одной стороны, в выборах участвуют общерегиональные списки политических партий, и это способствует обсуждению в ходе избирательной кампании общерегиональных проблем и избранию кандидатов, нацеленных на решение общерегиональных вопросов. С другой стороны, избиратель имеет возможность голосовать за конкретных кандидатов, и это позволяет избирать яркие личности, которые не вписываются в партийную систему. Кроме того, избрание кандидатов в одномандатных (или многомандатных с небольшим числом мандатов – от 2 до 5) округах позволяет учесть не только общерегиональные, но и местные проблемы, обеспечивает адекватное территориальное представительство.

Переход на полностью пропорциональную систему не только ставит под сомнение территориальное представительство в областной Думе, но и лишает граждан права на самовыдвижение, фактически существенно ограничивает их пассивное избирательное право. Граждане могут выдвигаться только политическими партиями. Конечно, среди беспартийных граждан есть популярные фигуры, которые партии охотно выдвинут от своего имени. Однако такие граждане могут не разделять позиции ни одной из партий и не желать связываться ни с одной из партий, и в этом случае они лишаются возможности быть избранными в областную Думу. Фактически лишаются такого права и члены тех партий, руководство которых откажется от участия в выборах, поскольку новый федеральный закон запрещает партиям выдвигать в качестве кандидатов членов других партий.

Кроме того, по моему мнению, законодатели Московской области неоправданно отказались от разбиения общеобластных партийных списков на субрегиональные группы (что было предусмотрено прежним законом, 2003 года, который так и не успели применить). Я полагаю, что разбиение списков на группы имеет смысл не для всех регионов, однако Московская область – очень крупный регион с сильно разнородными территориями (от больших городов, примыкающих к Москве, до отдаленных сельских районов), и для таких регионов разделение партийного списка на группы совершенно необходимо – и особенно в том случае, когда выборы проходят полностью по пропорциональной системе. Правда, я не сторонник навязывания партиям большого числа групп (как это было в законе 2003 года): по моим оценкам оптимальным было бы разбиение списка на 5–10 субрегиональных групп.

Не могу я одобрить и повышение заградительного барьера до 7%, что приводит к отсечению от депутатских мандатов партий, пользующихся поддержкой существенного количества избирателей, а также использование для распределения депутатских мандатов метода Империали (о чем я писал в одном из предыдущих номеров).

Среди прочих, я бы назвал следующие возможные осложнения при проведении весенней выборной кампании в Подмосковье. Если бы выборы проходили по смешанной системе, то можно было бы ожидать повышения активности избирателей, что наблюдалось во многих регионах. Однако при полностью пропорциональной системе, да еще и без субрегиональных групп активность избирателей может оказаться весьма невысокой. При этом на выборах Московской областной Думы еще будет действовать старый федеральный закон, предусматривающий порог явки, поэтому проблема явки может стать одной из наиболее острых в данной кампании. Впрочем, этой проблемы не будет, если выборы пройдут в условиях реальной партийной конкуренции, без отстранения от участия в них популярных партий, а сами партии будут предлагать программы, близкие интересам избирателей.

Опубликовано в газете "Жизнь Подмосковья", № 32 (68), 21 декабря 2006 г.

Титульный лист | Политика Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz