Завершен очередной этап модификации российского избирательного законодательства

Аркадий Любарев, Москва

Стало уже традицией после проведения очередного цикла федеральных выборов кардинально менять российское избирательное законодательство. Не стал исключением и нынешний этап. Вскоре после окончания президентских выборов 2000 г. распоряжением Президента РФ от 26 августа 2000 г. была создана на базе Центризбиркома рабочая группа для подготовки новых избирательных законопроектов.

В октябре 2000 г. Центризбирком обнародовал доклад “О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах”. В этом докладе была поставлена задача не позднее конца 2001 г. подготовить и принять ряд новых законов и внести изменения в действующие законы о выборах. Однако в 2001 г. удалось принять лишь Федеральный закон “О политических партиях”. Проект закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (который является основным, “рамочным” законом в российской системе избирательного законодательства) был внесен в Государственную Думу лишь в августе 2001 г. В ходе парламентского обсуждения этот законопроект из закона о внесении изменений и дополнений был трансформирован в новый закон со старым названием “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Он был принят парламентом в мае и подписан Президентом РФ в июне 2002 г.

Проекты новых законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ были внесены в Государственную Думу только после принятия нового “рамочного” закона. Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” был принят Государственной Думой в ноябре и подписан Президентом в декабре 2002 г. Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” был принят в конце декабря 2002 г. и подписан Президентом РФ 10 января 2003 г. В тот же день был подписан и Федеральный закон “О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”. Это событие ознаменовало завершение очередного этапа модификации федерального избирательного законодательства.

Несмотря на то, что новые законы были приняты над год позже заявленного Центризбиркомом срока, следует отметить, что они приняты все же задолго до начала федеральных избирательных кампаний. Предыдущие законы о выборах депутатов Государственной Думы принимались за один–два месяца до назначения соответствующих выборов.

Главным направлением изменений в избирательном законодательстве стало повышение роли политических партий в избирательном процессе. Общероссийские политические партии становятся единственными организациями, имеющими право выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах (эта норма вступит в силу 14 июля 2003 г.). В законе сохраняется возможность образования избирательных блоков, однако число участников блока не может быть больше трех, и при этом по крайней мере одним из участников должна быть политическая партия. Закон отставил за гражданами право на самовыдвижение, но выдвижение группами избирателей больше не предусмотрено. На местных выборах право выдвижения остается за общественными организациями и движениями, не являющимися политическими партиями.

Для партий, чьи списки были допущены к распределению депутатских мандатов по пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу, предусмотрены дополнительные льготы. Эти партии будут получать финансирование из государственного бюджета в соответствии с полученным ими числом голосов. Кроме того, кандидаты, выдвинутые данными партиями, будут освобождены от сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога. Обе нормы начнут действовать после ближайших выборов в Государственную Думу.

В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено, что к распределению мандатов по пропорциональной системе обязательно должно быть допущено не менее трех партийных списков (а не менее двух, как это было предусмотрено предшествующим законом). Для следующих выборов предложено повысить заградительный барьер с 5 до 7 процентов, но при этом к распределению мандатов должно быть допущено не менее четырех списков. Поскольку вероятность преодоления 7-процентного барьера больше чем четырьмя партиями или блоками невысока, можно сделать вывод, что к 2007 году решено зафиксировать четырехпартийную систему.

Закон о выборах Президента РФ предусматривает, что партии и блоки, выдвинувшие кандидатов на должность Президента, получают бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь помимо бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, выделяемой всем кандидатам. В частности, половина выделяемой печатными средствами массовой информации бесплатной печатной площади, распределяется поровну между всеми кандидатами, а половина – между партиями, выдвинувшими кандидатов. Таким образом, кандидаты, выдвинутые партиями, получают существенные преимущества при проведении предвыборной агитации перед независимыми кандидатами (кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения).

Важной новеллой, призванной усилить роль политических партий, является требование “рамочного” закона об избрании не менее половины составов региональных законодательных органов по пропорциональной избирательной системе. Эта норма также вступит в силу 14 июля 2003 г.

Другим направлением изменений стало ограничение произвола избирательных комиссий и судов в отношении отказа в регистрации кандидата и отмены регистрации. Перечень оснований для подобных действий был сокращен и стал исчерпывающим. Отмена регистрации в качестве санкции за нарушение избирательного законодательства стала прерогативой суда. Срок для принятия судом первой инстанции решения по вопросу об отмене регистрации ограничен: данное решение может быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования. Однако наведение порядка в вопросе об отмене регистрации не доведено до конца: не ограничен срок принятия кассационного решения по данному вопросу.

Существенно изменен порядок формирования избирательных комиссий. Теперь окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии формируются не органами государственной власти или органами местного самоуправления, как это было раньше, а вышестоящими избирательными комиссиями. Вышестоящими комиссиями назначаются и председатели данных комиссий (раньше они избирались самими комиссиями). Избирательные комиссии субъектов РФ и муниципальных образований формируются по-прежнему органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, соответственно, однако в каждую из них по два члена назначаются по представлению вышестоящих комиссий, и председатели данных комиссий должны избираться также по представлению сверху”. Эти изменения, по мнению Центризбиркома, призваны снизить зависимость избирательных комиссий от региональных и местных властей и усилить централизм в организации избирательных кампаний.

Если обновление федерального избирательного законодательства можно считать завершенным, то в российских регионах работа по приведению своего избирательного законодательства в соответствии с изменениями федерального законодательства в самом разгаре. Для большинства субъектов РФ выборы по пропорциональной системе – дело совершенно новое, и включение этой системы в региональные законы требует серьезной переработки данных законов.

В то же время в регионах еще существует надежда на пересмотр новелл избирательного законодательства и в первую очередь – требования о введении на региональном уровне пропорциональной системы. Орловский областной совет уже принял решение обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд. Ряд членов Совета Федерации увидел несоответствующие Конституции нормы и в законах о выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ. А в Государственную Думу за полгода, прошедшие после принятия Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, различными субъектами законодательной инициативы уже внесено 12 законопроектов об изменении этого закона.

Опубликована на английском языке в журнале Russian Regional Reports, Vol. 8, No. 2, 3 февраля 2003

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz