МЯТЕЖНОЙ ПРЕСНЕ ЗАПРЕТИЛИ ПРОВОДИТЬ РЕФЕРЕНДУМ

Аркадий Любарев, Москва

Как мы уже сообщали (РРБ, 2002, т. 4, № 18), в начале сентября правительство Москвы инициировало радикальные изменения в городской системе местного самоуправления. Суть их состоит в том, что органы местного самоуправления лишаются значительной части полномочий, которые закрепляются за органами власти города - субъекта Федерации.

В течение двух последующих месяцев соответствующие законопроекты успешно прошли через городскую Думу. 6 ноября городские депутаты приняли в окончательном виде закон об изменении 18 статей Устава города Москвы, закон “Об организации местного самоуправления в городе Москве” и закон “О внесении изменений в Закон города Москвы “О Правительстве Москвы””. Против поправок в Устав и закон о правительстве голосовал лишь один депутат, против закона о местном самоуправлении голосовали двое и один воздержался.

Наиболее решительным противником таких изменений выступило руководство Пресненского района, возглавляемое А. Красновым. 19 сентября районное Собрание приняло решение “Об отношении к законодательной инициативе Мэра г. Москвы “О внесении изменений в статьи … Устава города Москвы””. В этом решении содержался пункт о проведении 17 ноября на территории муниципального образования “Пресненский район города Москвы” местного референдума.

Формулировки вопросов референдума были утверждены районным Собранием лишь 7 октября. Жителям района было предложено ответить на четыре вопроса:

1. Считаете ли Вы необходимым изменение границ муниципального образования “Пресненский район г. Москвы”?

2. Считаете ли Вы необходимым разделить на несколько муниципальных образований территорию муниципального образования “Пресненский район г. Москвы”?

3. Считаете ли Вы необходимым передачу полномочий муниципального образования “Пресненский район г. Москвы” в сферах жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, охраны общественного порядка, контроля за использованием земель, регулирования планировки и застройки территории, торговли и общественного питания, социальной защиты населения, развития физической культуры и спорта, охраны окружающей среды в ведение чиновников Правительства Москвы?

4. Считаете ли Вы необходимым изменение существующего статуса районного Собрания и районной Управы Пресненского района г. Москвы?

В тот же день, 7 октября, районное Собрание приняло также решения о переносе даты референдума на 1 декабря и о порядке формирования избирательной комиссии муниципального образования “Пресненский район г. Москвы”.

Московская городская избирательная комиссия и Пресненский межрайонный прокурор обратились в Пресненский районный суд с заявлениями о признании незаконными и отмене решений районного Собрания от 19 сентября и 7 октября, касающихся проведения местного референдума. 21 ноября суд удовлетворил эти просьбы и обратил свое решение к немедленному исполнению.

Основные дебаты в суде развернулись вокруг вопроса о том, имело ли право районное Собрание выступать с инициативой о проведении референдума. Закон “О местном референдуме в городе Москве” такое право районному Собранию предоставляет. Однако эта норма оказалась не вполне соответствующей федеральным законам. Недавно принятый закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предусматривает, что с инициативой о проведении референдума может выступать группа граждан, при этом оговаривается, что федеральным законом инициатива может быть предоставлена иным субъектам. И закон “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” действительно предоставляет право представительному органу местного самоуправления принимать решения о проведении местного референдума по собственной инициативе. Однако в законе содержится оговорка: “в соответствии с уставом муниципального образования”.

Эта оговорка и сыграла решающую роль. Дело в том, что Пресненский район имеет устав. И он даже был опубликован и зарегистрирован. Однако еще 15 апреля этого года Пресненский районный суд установил, что регистрация Устава муниципального образования “Пресненский район г. Москвы” Московской регистрационной палатой никогда не производилась, а было зарегистрировано юридическое лицо - муниципальное образование “Пресненский район г. Москвы”. Этим же решением суда акт государственной регистрации муниципального образования “Пресненский район г. Москвы” был признан недействительным.

Исходя из этих фактов, суд принял решение, что районное Собрание Пресненского района не имело право выступать с инициативой о проведении местного референдума.

Другим серьезным основанием для отмены референдума стало то, что выносимые на него вопросы не относятся к проблемам местного значения, а затрагивают полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, районное Собрание нарушило ряд норм закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, касающихся сроков и процедур, связанных с проведением референдума. Так, решение о назначении местного референдума должно быть опубликовано не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Информация же о проведении референдума и формулировки вопросов были опубликованы в районной газете только 25 октября, при этом само решение о назначении референдума формально вообще не было опубликовано.

Таким образом, первая попытка воспрепятствовать инициированной правительством Москвы реформе, направленной на сужение полномочий местного самоуправления, успешно отбита московскими властями. Этому способствовали непродуманные и юридически некорректные действия лидеров мятежной Пресни.

Опубликовано в Российском региональном бюллетене, том 4, № 22, 2 декабря 2002 г.

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz