ПРАВО


ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО» ПРАВО»


Аркадий ЛЮБАРЕВ, руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов


 

Женщинам придется потесниться

Если «День избирателя» придется на 8 Марта

  20 мая Государственная дума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», внесенный президентом РФ. В Независимом институте выборов проведена экспертиза данного проекта.

Наиболее существенной и радикальной новеллой законопроекта является «единый избирательный день». Проект предлагает установить основным днем голосования второе воскресенье марта. В качестве дополнительного дня голосования предлагается первое воскресенье октября. Дополнительный день голосования предусмотрен только на переходный период, а также для досрочных и повторных выборов и выборов вновь образуемых органов. Для очередных выборов депутатов Государственной думы ранее принятый закон сохранил в качестве дня голосования первое воскресенье декабря. В связи с этим в год проведения выборов депутатов Государственной думы дополнительным днем голосования на региональных и местных выборах будет день голосования на парламентских выборах.

В первую очередь следует отметить, что для введения этого радикального изменения не предложено никакого серьезного обоснования. Единственный аргумент разработчиков закона: необходимость уйти от «перманентных» выборов. Однако нет никаких аргументов в отношении того, что «перманентные» выборы – это плохо.

Действительно, в чем отрицательный момент того, что выборы, например, Воронежской областной думы проходят 20 марта, Амурского областного Совета народных депутатов – 27 марта, а Магаданской областной думы – 22 мая? Избиратели разные, кандидаты разные, газеты разные, деньги разные. И какое преимущество дает проведение всех этих выборов одновременно – для избирателей, для бюджета и т.п.? Аналогичные вопросы возникают и в отношении муниципальных выборов.

В результате нововведения одновременно будет проводиться большое число выборов. Например, только по выборам законодательных органов государственной власти субъектов РФ получается следующая картина:

12 марта 2006 г. будут проведены выборы в 18 субъектах РФ;

1 октября 2006 г. будут проведены выборы в 10 субъектах РФ;

11 марта 2007 г. будут проведены выборы в 15 субъектах РФ;

и т.д.

В следующем избирательном цикле число одновременно проводимых выборов увеличится, так как все очередные выборы будут проводиться во второе воскресенье марта.

Одно из главных отрицательных последствий введения «единого избирательного дня» – депрофессионализация выборов. Люди, профессионально занимающиеся выборами, – юристы, специалисты по организации выборов и контролю за выборами – смогут участвовать в значительно меньшем числе избирательных кампаний. На их место придут непрофессионалы, что неизбежно приведет к снижению качества избирательного процесса. Может быть, в этом и состоит одна из целей реформы?

Усложнится и возможность защиты избирательных прав граждан со стороны федеральных органов власти. И Центризбирком, и Верховный суд просто не будут справляться с жалобами, которыми их завалят в ходе одновременно проходящих выборов в двух и более десятках регионов.

Существенно увеличатся сроки полномочий избранных органов власти. Так, для законодательных органов государственной власти субъектов РФ, избранных в апреле (Карелия, Удмуртия, Кемеровская, Липецкая, Пензенская, Свердловская области), срок полномочий увеличивается на 6 месяцев. Это же касается и сроков полномочий избранных населением глав муниципальных образований.

Еще больше увеличиваются сроки полномочий представительных органов муниципальных образований. Для таких органов, избранных в апреле или ноябре, срок полномочий продлевается на 11 месяцев (если же полномочия такого органа истекают в ноябре 2006 г., его полномочия продлеваются на 13 месяцев).

Неоправданно увеличивается срок проведения повторных и досрочных выборов. Так, если глава муниципального образования досрочно прекратил полномочия в январе, выборы нового главы будут проведены только в октябре, а в год проведения очередных выборов депутатов Государственной думы – только в декабре. Если глава муниципального образования досрочно прекратил полномочия в июле, выборы нового главы будут проведены только в марте следующего года.

Следует также отметить, что первое воскресенье октября – не самое удачное время для проведения выборов. Поскольку выборы назначаются примерно за три месяца до дня голосования (региональные – за 90–100 дней, а местные – за 80–90 дней), то значительная часть избирательной кампании в этом случае приходится на летнее отпускное время. Это и формирование окружных избирательных комиссий, и выдвижение кандидатов (вместе со сбором подписей), и нарезка избирательных участков. В итоге значительная часть людей лишается возможности провести отпуск в июле–августе. А выборы в марте могут совпасть с традиционным женским праздником, что тоже не слишком удобно.

Дополнительные проблемы создает предложенная в проекте редакция пунктов закона, которые призваны обеспечить проведение выборов в тех случаях, когда орган или должностное лицо, уполномоченные назначить выборы, не назначат их в предусмотренный законом срок. В этом случае выборы назначает соответствующая избирательная комиссия, однако для нее устанавливается срок, на 10 дней отстающий от срока, установленного для уполномоченного органа или должностного лица. Таким образом, избирательная кампания сокращается на 10 дней.

Если же выборы не назначит и соответствующая избирательная комиссия, вопрос решается судом общей юрисдикции. Однако очевидно, что в этом случае выборы уже нельзя будет назначить на день, предусмотренный законом (время будет упущено). В сочетании с другими нормами закона это будет означать, что выборы придется отложить на 5–7 месяцев (с октября на март или с марта на октябрь).

Зачем же все эти новации, если они так существенно осложняют организацию избирательного процесса? Можно предположить, что главная цель нововведения – усилить влияние федерального административно-медийного ресурса на региональные и местные выборы. Проведение всех выборов в один день позволяет вести в течение короткого времени интенсивную агитационную кампанию в федеральных СМИ в пользу одной партии.



Назад

       
 ©2003Политический журнал Все права защищены.