Закон заставит партии более серьезно относиться к выборами    
       
     
       
 
 
Иную, более критичную точку зрения на новую редакцию закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» высказал участник рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению, эксперт думской фракции «Яблоко» по вопросам избирательного законодательства Аркадий Ефимович ЛЮБАРЕВ.


 

— Каковы Ваши общие впечатления о новой редакции закона «Об основных гарантиях избирательных прав...», принятой в июне текущего года?

— Тут много аспектов, и можно говорить очень долго. Прежде всего, мне бы хотелось подчеркнуть то, что этот закон, в общем-то, бессистемный. В текст еще предыдущего закона вносилось много изменений. Может быть, эти изменения и были нужны, но вносились они фрагментарно. Изначально, одна из ошибок разработчиков этого закона заключалась в том, что он был задуман как закон о внесении изменений и дополнений в существующий закон. Потом, в конце концов, это вылилось в то, что получился новый закон со старым названием, но сам подход, что нужно просто в старый закон внести какие-то минимально необходимые изменения и дополнения, залатать дыры, привел к тому, что закон получился уж совсем бессистемным.

Самая очевидная вещь, что этот закон стало просто тяжело воспринимать, да и предыдущий закон было тяжело понимать и читать. Сейчас же, у меня вообще такое впечатление, что даже сами разработчики закона в нем начинают путаться. Один из примеров — это то, за что бился руководитель рабочей группы — А.И. Салий. Он пытался отдельно выделить в нем вопросы референдума, а не «размазывать» эти вопросы по всему закону. Он этого не смог добиться, и сейчас, чтобы разобраться с референдумом, нужно рыскать по всему закону. Я и сам недавно пытался это сделать, и за отведенный мне короткий промежуток времени так и не нашел то, что искал.

С другой стороны, когда занимаешься выборами, сталкиваешься со вставками о референдуме, которые мешают разбираться с выборами. В общем, это вещи очевидные, но почему-то ЦИК не удалось убедить.

—  То есть, по Вашему мнению, закон излишне объемный и детальный?

— Объемный и детальный — это полбеды. Если бы закон был просто объемным и детальным, но хорошо организованным, это было бы неплохо. Однако сама система латания дыр приводит к следующему. Раньше, например, был только один способ выдвижения кандидатов — сбор подписей. Потом появился залог, выдвижение от партий, и это все наслаивается.

Сначала в законе речь идет о том, что кандидат должен собрать подписи, затем подробно описывается, как он их должен собирать, а затем — уже где-то там — сказано, что подписи собирать необязательно, можно внести залог. Дальше идет несколько пунктов о том, как вносится залог. А затем говорится, что вообще-то и это необязательно. Вот, если есть партия, то можно выдвигаться от партии. Далее и из этого есть исключения.

Это одна сторона, есть и другая. Все-таки это закон о гарантиях избирательных прав. Казалось бы, во главу угла там должны быть поставлены именно права избирателей, сначала должно быть сказано, в чем они состоят, затем, как они обеспечены. Но об этом, можно сказать, забыли. Там содержатся подчас нормы, которые не столько гарантируют избирательные права, сколько их ограничивают.

— То есть новая редакция не привнесла ничего позитивного в закон?

— Да нет, есть и положительные моменты. Например, то, что связано с отменой регистрации. Новая редакция ограничивает возможности для произвола. По этому пункту был достигнут консенсус. Более того, новелла, предусматривающая отмену регистрации только судом, можно сказать, предварила и решение Конституционного Суда.

— Настоящий закон имеет существенный региональный аспект. Ожидаете ли Вы какие-то проблемы при реализации закона на уровне субъектов Федерации?

— Существует проблема соотношения федерального и регионального законодательства. В законе получилась такая вещь, что те вопросы, который по идее должны регулироваться федеральным законодательством, отданы на откуп регионам, и наоборот.

Примером может служить норма, ставшая предметом рассмотрения Конституционного Суда, о невозможности регулирования такого важного момента избирательного процесса, как проведение повторного голосования по одной кандидатуре, законодательством субъекта Федерации (См. Решение КС РФ 10П от 11 июня 2002 г. — прим. НДИ).

Это частное решение, но идея, которая за ним стоит — единство избирательных прав на всей территории страны, имеет более существенное значение. Это касается и вопросов явки избирателей, и возрастного ограничения пассивного избирательного права, решение

которых сейчас передано субъектам Федерации.

А с другой стороны, есть избыточное регулирование со стороны федерального закона. Скажем, в законе жестко привязан избирательный залог к предельному размеру избирательного фонда кандидата. Или другой пример. Было решено, что бесплатные печатные площади должны предоставлять только газеты, выходящие еженедельно и чаще. Но в разных субъектах ситуация совершенно разная. В Москве, например, есть газеты, выходящие раз в десять дней. Это почти то же самое, что и еженедельные, но они уже не подпадают под действие этой нормы. А в московских районах у нас в основном ежемесячные газеты. Получается, что кандидаты лишаются возможности бесплатных публикаций.

Кроме того, в закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» почему-то не попали многие общие, так называемые «гарантийные» нормы, которые содержатся, например, в законе «О выборах депутатов Государственной Думы». А это означает, что региональные законодатели, разрабатывая свои местные законы о выборах, могут переписать туда эти нормы, а могут и не переписать.

— Как Вы оцениваете вклад нового закона в партийное строительство?

— Это спорный вопрос, но я его оцениваю в принципе положительно. Закон делает участие партий в избирательном процессе более цивилизованным. Без участия партий, конечно же, административный ресурс чувствует себя гораздо вольготней. Но пока непонятно, насколько это будет реализовано, поскольку, во-первых, закон оставил много дыр, которыми могут воспользоваться, а во-вторых, готовы ли партии к этому? Но в целом закон будет стимулировать партии, чтобы они более серьезно занимались выборами.

Рассмотрим, например, то, что произошло на выборах в Московскую городскую Думу, когда партии по существу поделили между собой округа, и сделали они это не от хорошей жизни, а под давлением городской администрации. И думается, до тех пор, пока не будет введена система партийных списков, эта тенденция не будет преодолена. Партийные списки заставят партии конкурировать между собой и бороться за каждый голос.

В законе есть некоторая путаница относительно полномочий, которые имеют региональные отделения партий, что может сказаться на региональных выборах. Вообще в законе очень много недоработок. Предвижу просто стон из регионов, когда они начнут на основе данного закона писать свои региональные.

— Высказывается такая точка зрения, что новая редакция закона ставит барьер на пути применения «административного ресурса». Вы согласны с этим?

— В какой-то степени, да. Но я бы не переоценивал этого. «Административный ресурс» найдет новые лазейки, тем более, что многие положения в законе носят скорее декларативный характер, чем реальный.

Например, есть норма, запрещающая в агитационных материалах давать ссылку на мнение лица, которому запрещено заниматься агитацией. А по поводу губернаторов там сказано, что им запрещено заниматься агитацией с использованием служебного положения. Получается, что к ним предыдущая норма фактически не будет относиться. Во всяком случае, я думаю, что серьезный юрист всегда сможет это доказать. Хотя есть ряд норм, которые способствуют усилению контроля за деятельностью избирательных комиссий, в частности, за подсчетом голосов в территориальной избирательной комиссии.

— Как Вы относитесь к тому, что законом предоставляется Президенту право восполнять своими указами пробелы в региональном избирательном законодательстве?

— В законе дано право Президенту принимать решения по тем вопросам, которые не урегулированы местным законодательством. Я считаю эту норму необходимой, поскольку сейчас, когда мы ввели пропорциональную систему на региональных выборах, может сложиться ситуация, что местные законодатели не пропишут детально эту систему в своих законах. Тогда проведение выборов станет невозможным. Хотя выглядит это не очень хорошо, но в нынешних обстоятельствах это необходимое положение.

— Если оценивать новую редакцию закона одним словом, она лучше прежней или хуже?

— Думаю, что в целом новая редакция лучше прежней. Классическое ленинское «шаг вперед — два шага назад» в данном случае, видимо, не вполне подходит. Точнее будет изначальный чеховский вариант: «шаг назад — два шага вперед». Но шаги маленькие.