— Каковы Ваши общие впечатления о новой редакции
закона «Об основных гарантиях избирательных прав...», принятой в июне
текущего года?
— Тут много аспектов, и можно говорить очень долго.
Прежде всего, мне бы хотелось подчеркнуть то, что этот закон, в
общем-то, бессистемный. В текст еще предыдущего закона вносилось много
изменений. Может быть, эти изменения и были нужны, но вносились они
фрагментарно. Изначально, одна из ошибок разработчиков этого закона
заключалась в том, что он был задуман как закон о внесении изменений и
дополнений в существующий закон. Потом, в конце концов, это вылилось в
то, что получился новый закон со старым названием, но сам подход, что
нужно просто в старый закон внести какие-то минимально необходимые
изменения и дополнения, залатать дыры, привел к тому, что закон
получился уж совсем бессистемным.
Самая очевидная вещь, что этот закон стало просто
тяжело воспринимать, да и предыдущий закон было тяжело понимать и
читать. Сейчас же, у меня вообще такое впечатление, что даже сами
разработчики закона в нем начинают путаться. Один из примеров — это то,
за что бился руководитель рабочей группы — А.И. Салий. Он пытался
отдельно выделить в нем вопросы референдума, а не «размазывать» эти
вопросы по всему закону. Он этого не смог добиться, и сейчас, чтобы
разобраться с референдумом, нужно рыскать по всему закону. Я и сам
недавно пытался это сделать, и за отведенный мне короткий промежуток
времени так и не нашел то, что искал.
С другой стороны, когда занимаешься выборами,
сталкиваешься со вставками о референдуме, которые мешают разбираться с
выборами. В общем, это вещи очевидные, но почему-то ЦИК не удалось
убедить.
— То есть, по Вашему мнению, закон излишне
объемный и детальный?
— Объемный и детальный — это полбеды. Если бы закон
был просто объемным и детальным, но хорошо организованным, это было бы
неплохо. Однако сама система латания дыр приводит к следующему. Раньше,
например, был только один способ выдвижения кандидатов — сбор подписей.
Потом появился залог, выдвижение от партий, и это все наслаивается.
Сначала в законе речь идет о том, что кандидат
должен собрать подписи, затем подробно описывается, как он их должен
собирать, а затем — уже где-то там — сказано, что подписи собирать
необязательно, можно внести залог. Дальше идет несколько пунктов о том,
как вносится залог. А затем говорится, что вообще-то и это
необязательно. Вот, если есть партия, то можно выдвигаться от партии.
Далее и из этого есть исключения.
Это одна сторона, есть и другая. Все-таки это закон
о гарантиях избирательных прав. Казалось бы, во главу угла там должны
быть поставлены именно права избирателей, сначала должно быть сказано, в
чем они состоят, затем, как они обеспечены. Но об этом, можно сказать,
забыли. Там содержатся подчас нормы, которые не столько гарантируют
избирательные права, сколько их ограничивают.
— То есть новая редакция не привнесла ничего
позитивного в закон?
— Да нет, есть и положительные моменты. Например,
то, что связано с отменой регистрации. Новая редакция ограничивает
возможности для произвола. По этому пункту был достигнут консенсус.
Более того, новелла, предусматривающая отмену регистрации только судом,
можно сказать, предварила и решение Конституционного Суда.
— Настоящий закон имеет существенный
региональный аспект. Ожидаете ли Вы какие-то проблемы при реализации
закона на уровне субъектов Федерации?
— Существует проблема соотношения федерального и
регионального законодательства. В законе получилась такая вещь, что те
вопросы, который по идее должны регулироваться федеральным
законодательством, отданы на откуп регионам, и наоборот.
Примером может служить норма, ставшая предметом
рассмотрения Конституционного Суда, о невозможности регулирования такого
важного момента избирательного процесса, как проведение повторного
голосования по одной кандидатуре, законодательством субъекта Федерации
(См. Решение КС РФ 10П от 11 июня 2002 г. — прим. НДИ).
Это частное решение, но идея, которая за ним стоит
— единство избирательных прав на всей территории страны, имеет более
существенное значение. Это касается и вопросов явки избирателей, и
возрастного ограничения пассивного избирательного права, решение |
которых сейчас передано субъектам Федерации.
А с другой стороны, есть избыточное регулирование
со стороны федерального закона. Скажем, в законе жестко привязан
избирательный залог к предельному размеру избирательного фонда
кандидата. Или другой пример. Было решено, что бесплатные печатные
площади должны предоставлять только газеты, выходящие еженедельно и
чаще. Но в разных субъектах ситуация совершенно разная. В Москве,
например, есть газеты, выходящие раз в десять дней. Это почти то же
самое, что и еженедельные, но они уже не подпадают под действие этой
нормы. А в московских районах у нас в основном ежемесячные газеты.
Получается, что кандидаты лишаются возможности бесплатных публикаций.
Кроме того, в закон «Об основных гарантиях
избирательных прав...» почему-то не попали многие общие, так называемые
«гарантийные» нормы, которые содержатся, например, в законе «О выборах
депутатов Государственной Думы». А это означает, что региональные
законодатели, разрабатывая свои местные законы о выборах, могут
переписать туда эти нормы, а могут и не переписать.
— Как Вы оцениваете вклад нового закона в
партийное строительство?
— Это спорный вопрос, но я его оцениваю в принципе
положительно. Закон делает участие партий в избирательном процессе более
цивилизованным. Без участия партий, конечно же, административный ресурс
чувствует себя гораздо вольготней. Но пока непонятно, насколько это
будет реализовано, поскольку, во-первых, закон оставил много дыр,
которыми могут воспользоваться, а во-вторых, готовы ли партии к этому?
Но в целом закон будет стимулировать партии, чтобы они более серьезно
занимались выборами.
Рассмотрим, например, то, что произошло на выборах
в Московскую городскую Думу, когда партии по существу поделили между
собой округа, и сделали они это не от хорошей жизни, а под давлением
городской администрации. И думается, до тех пор, пока не будет введена
система партийных списков, эта тенденция не будет преодолена. Партийные
списки заставят партии конкурировать между собой и бороться за каждый
голос.
В законе есть некоторая путаница относительно
полномочий, которые имеют региональные отделения партий, что может
сказаться на региональных выборах. Вообще в законе очень много
недоработок. Предвижу просто стон из регионов, когда они начнут на
основе данного закона писать свои региональные.
— Высказывается такая точка зрения, что новая
редакция закона ставит барьер на пути применения «административного
ресурса». Вы согласны с этим?
— В какой-то степени, да. Но я бы не переоценивал
этого. «Административный ресурс» найдет новые лазейки, тем более, что
многие положения в законе носят скорее декларативный характер, чем
реальный.
Например, есть норма, запрещающая в агитационных
материалах давать ссылку на мнение лица, которому запрещено заниматься
агитацией. А по поводу губернаторов там сказано, что им запрещено
заниматься агитацией с использованием служебного положения. Получается,
что к ним предыдущая норма фактически не будет относиться. Во всяком
случае, я думаю, что серьезный юрист всегда сможет это доказать. Хотя
есть ряд норм, которые способствуют усилению контроля за деятельностью
избирательных комиссий, в частности, за подсчетом голосов в
территориальной избирательной комиссии.
— Как Вы относитесь к тому, что законом
предоставляется Президенту право восполнять своими указами пробелы в
региональном избирательном законодательстве?
— В законе дано право Президенту принимать решения
по тем вопросам, которые не урегулированы местным законодательством. Я
считаю эту норму необходимой, поскольку сейчас, когда мы ввели
пропорциональную систему на региональных выборах, может сложиться
ситуация, что местные законодатели не пропишут детально эту систему в
своих законах. Тогда проведение выборов станет невозможным. Хотя
выглядит это не очень хорошо, но в нынешних обстоятельствах это
необходимое положение.
— Если оценивать новую редакцию закона одним
словом, она лучше прежней или хуже?
— Думаю, что в целом новая редакция лучше прежней.
Классическое ленинское «шаг вперед — два шага назад» в данном случае,
видимо, не вполне подходит. Точнее будет изначальный чеховский вариант:
«шаг назад — два шага вперед». Но шаги маленькие. |