КОДЕКС
ПРОТИВ НЕДОСТАТКОВ
Каждая избирательная кампания, да и другие события, в той или иной степени связанные с выборами, дают нам новые аргументы в пользу того, что стране нужно кардинальное обновление избирательного законодательства, иными словами, нужно принимать Избирательный кодекс, подготовленный под эгидой Ассоциации «ГОЛОС».
В ходе кампании региональных и муниципальных выборов 13 марта 2011 года мы выявили более двух десятков проблем, которые решаются в рамках нашего проекта Избирательного кодекса. Сейчас, когда идет кампания по выборам в Государственную Думу, в законодательные органы 27 регионов и в органы власти нескольких тысяч муниципальных образований, мы вновь сталкиваемся с проблемами, которых бы не было, если бы действовал наш Избирательный кодекс.
«ГОЛОС» совместно с Интернет-изданием «Газета.ру» ведет «Карту нарушений», собирая и обрабатывая информацию с мест о безобразиях, которые творятся в ходе избирательной кампании. Конечно, среди сообщений преобладает информация о прямых нарушениях закона. Но много и таких сообщений, которые свидетельствуют о недостатках избирательного законодательства, которые можно и нужно срочно исправлять.
Вот, например, сообщение из Орловской области: ретивый облизбирком обнаружил в паспортах примерно 40% кандидатов в областной Совет от ЛДПР и КПРФ массу недостатков. Например, в штампе о браке не указана точная дата рождения супруга. Опыт прошедших избирательных кампаний показывает, что из-за такой ерунды кандидату могут отказать в регистрации, – это позволяют нечеткие нормы закона при их тенденциозном толковании. А сколько еще есть у избиркомов оснований для того чтобы лишать граждан возможности реализовать их пассивное избирательное право!
В проекте Избирательного кодекса перечень оснований для отказа в регистрации существенно сокращен. В частности, единственным основанием, связанным с представленными кандидатом документами, является представление им подложных документов, что должно быть предварительно установлено вступившим в силу решением суда.
Важным аргументом в пользу необходимости принятия Избирательного кодекса является и состояние региональных законов о муниципальных выборах. Проверка, проведенная автором этой статьи, показала, что в подавляющем большинстве этих законов содержатся явные противоречия и пробелы. Недавно Конституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы федерального и регионального законодательства, позволяющие использовать пропорциональную избирательную систему для распределения небольшого числа мандатов. Сейчас в чиновничьих кабинетах пытаются подготовить законопроект, реализующий решение Конституционного суда. Но мы видим, что в рамках концепции, на которой основано действующее законодательство, проблема не решается.
Проект Избирательного кодекса обеспечивает защиту избирательных прав граждан при использовании любой избирательной системы и одновременно дает муниципальным образованиям возможность самостоятельного выбора избирательной системы. Он освобождает регионального законодателя от необходимости прописывать массу избирательных процедур, из-за которой региональные законы содержат немало ошибок.
Поэтому для исправления ситуации с муниципальными выборами также оптимальным решением было бы принятие Избирательного кодекса. Но в связи с необходимостью быстрого исправления ситуации возможен и паллиативный вариант – внесение в федеральное законодательство ряда концептуальных положений, взятых из нашего проекта Избирательного кодекса. И такой законопроект нами уже подготовлен.
Голосуй за Избирательный кодекс: http://kodeks.golos.org
Аркадий
ЛЮБАРЕВ,
кандидат юридических наук,
руководитель Общественного проекта
по созданию Избирательного кодекса РФ
Опубликована в газете "Гражданский голос", № 16, ноябрь 2011