ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ
КОДЕКСУ БЫТЬ!
Обсуждаем
проект будущего Избирательного кодекса
Российской Федерации
В
октябре 2008 года Ассоциация «ГОЛОС»
инициировала Общественный проект по
созданию Избирательного кодекса РФ.
Исходной посылкой для начала работы над ним
стало убеждение, что такой документ не
может быть создан ни Государственной Думой,
ни Администрацией Президента, ни
Центризбиркомом – его можно создать только
объединенными усилиями общественности и
экспертного сообщества.
Целью
такой работы должно стать создание
внутренне непротиворечивого и удобного в
применении законопроекта, основанного на
приоритете избирательных прав граждан.
Готовящийся свод законов, по мысли
инициаторов проекта, должен исчерпывающе
регулировать федеральные и – рамочно –
региональные и муниципальные выборы.
С
ноября 2008-го по июнь 2009 года в рамках
заявленного проекта Ассоциацией «ГОЛОС»
уже проведено семь экспертных круглых
столов в Москве и Санкт-Петербурге. В них, а
также в заочном обсуждении приняли участие
более ста человек, в том числе 12 докторов
наук (из них 6 докторов юридических наук), 24
кандидата наук (из них 9 кандидатов
юридических наук), 7 членов Научно-методического
совета при ЦИК РФ, 7 бывших депутатов
Госдумы.
По итогам обсуждения сложилась следующая концепция Избирательного кодекса РФ (приводится в сокращенном виде):
1. Одновременно с проектом кодекса подготовить проекты нового Федерального закона «О политических партиях» и ряда других законов.
2. Включить в структуру кодекса общую часть (подобную ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…») и особенную – устанавливающую специальные нормы для выборов депутатов Госдумы и Президента РФ.
3. Сделать кодекс понятным и удобным в применении благодаря структурным решениям и соблюдению правил юридической техники.
4. Главная задача – утверждение приоритета избирательных прав перед избирательными процедурами.
5. Регулирование в кодексе региональных и муниципальных выборов осуществлять по принципу «свобода выбора, а не свобода творчества»: в кодексе должны быть детально описаны все избирательные процедуры, чтобы в любой ситуации можно было гарантировать соблюдение избирательных прав. Дать регионам и муниципальным образованиям право выбора по принципиальным вопросам.
6. Восстановить право голосовать «против всех». Признавать выборы несостоявшимися лишь в том случае, когда число голосов «против всех» превысит половину от числа проголосовавших избирателей.
7. Либерализовать регистрацию партий. Разрешить межрегиональные партии.
8. Сохранить порядок, по которому на федеральных и региональных выборах списки кандидатов выдвигают только партии, а кандидаты могут выдвигаться партиями и самовыдвижением. Сохранить за общественными объединениями, предусмотревшими такую возможность в своих уставах, право выдвигать кандидатов и списки кандидатов на муниципальных выборах.
9. Восстановить возможность блокирования избирательных объединений при выборах по партийным спискам.
10. Восстановить право общественных объединений направлять наблюдателей на избирательные участки. Дополнительно предусмотреть их право осуществлять наблюдение в течение всей избирательной кампании.
11. Восстановить регистрацию кандидатов и списков кандидатов на основании залога.
12. Сбор подписей избирателей в нынешнем виде сохранить для небольших избирательных округов. При этом максимальное количество необходимых подписей сократить до 1%. Для больших избирательных округов механизм сбора подписей должен быть изменен. Обсудить введение механизма сбора подписей в определенных местах под наблюдением избирательных комиссий при сокращении доли необходимых подписей до 0,1%.
13. На федеральных и региональных выборах кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями по мажоритарным округам, должны регистрироваться на тех же основаниях, что и независимые кандидаты. Дискуссионным остается вопрос о возможности заявительного порядка регистрации списков кандидатов (т.е. без подписей и залога). Региональные законодатели могут устанавливать заявительный порядок регистрации всех кандидатов на муниципальных выборах для определенных категорий муниципальных образований.
14. Основания для признания подписи избирателя недостоверной или недействительной сформулировать в кодексе так, чтобы нельзя было «браковать» подписи, если избиратель может быть однозначно определен и нет причин считать, что он не ставил свою подпись.
15. Документами, необходимыми для регистрации кандидата, считать только документы, подтверждающие факт выдвижения, наличие пассивного избирательного права и сведения, включаемые в бюллетень.
16. Сократить перечень оснований для отказа в регистрации.
17. Выборы Президента РФ и глав субъектов РФ проводить по двухтуровой системе. На выборах глав субъектов РФ региональный закон может предусмотреть порог избрания в первом туре от 35 до 50%, а также возможность выхода во второй тур более двух кандидатов. Выборы главы муниципального образования могут проводиться в соответствии с его уставом как по однотуровой, так и по двухтуровой системе.
18. Для выборов депутатов Государственной Думы предлагается «смешанная персонализированная» система, при которой суммарное число мандатов, получаемых партией, определяется итогами голосования по партийным бюллетеням, но мандаты в первую очередь получают кандидаты от партии, победившие в одномандатных округах, а во вторую очередь – кандидаты из списка. По одномандатным округам дать право баллотироваться как партийным, так и независимым кандидатам. Заградительный барьер снизить до 4%. Сохранить разделение партийного списка на региональные группы, но минимальное число групп сократить до 15.
19. Для выборов законодательных органов субъектов РФ не допускается ни полостью мажоритарная, ни полностью пропорциональная система. Доля депутатов, избираемых по каждой из этих систем, не должна быть меньше одной трети и больше двух третей.
20. Для выборов представительных органов муниципальных образований использование пропорциональной системы допускается только в варианте открытых списков.
21. Заградительный барьер на выборах региональных и муниципальных депутатов не может превышать 4%.
К
настоящему времени на основании изложенной
концепции подготовлены вчерне 63 статьи
проекта Избирательного кодекса РФ.
Руководитель
проекта по разработке
кодекса кандидат юридических наук
АРКАДИЙ ЛЮБАРЕВ
Опубликована в газете "Гражданский голос", № 10, июль 2009