Не хотел писать этот пост до Марша – чтобы он не воспринимался как выступление против Марша.
На сайте «Новой газеты» за роспуск Государственной Думы высказались уже 119 тыс. человек.
Государственная Дума шестого созыва за год работы приняла немало мерзких законов. И наверное правы те, кто считает, что поправка о запрете усыновления – самое мерзкое из ею принятого. Поскольку в отместку американским законодателям решили наказать своих детей.
Но следует ли из этого, что надо требовать роспуска Думы? Именно роспуска, а не чего-либо другого.
Мы ведь знаем, что по нашей Конституции Дума может быть распущена только в двух случаях. И эти случаи касаются только ее взаимоотношений с Правительством.
Витта Владимирова предлагает требовать принятия законов, которые позволят инициировать роспуск Думы, если она приняла два закона, против которых высказался миллион избирателей. Странная позиция. Да почти у любого принятого парламентом закона в стране со стомиллионным населением найдется миллион противников.
По официальным данным нашу Думу избрал 61 миллион человек (я имею в виду тех, кто проголосовал за 4 думские партии). Из них 32 миллиона проголосовали за «правящую» партию. И как смотрятся рядом с этими цифрами число подписей на сайте «Новой газеты» или число граждан, вышедших на Марш?
Другое дело, что мы не признаем эти самые официальные данные. Напомню: год назад митинги требовали отмены результатов выборов в Государственную Думу. И это было правильно. Я полагаю, что этот лозунг не потерял актуальности.
Тогда собирались подписи под заявлением в Верховный Суд о признании результатов выборов недействительными. Я, впрочем, объяснял организаторам этой акции, что с юридической точки зрения заявление одного гражданина и нескольких тысяч – эквивалентны. И что с тысячами заявителей у них будет больше сложностей. Но они со своей точки зрения тоже были правы – эта акция была не только юридической, но и политической.
Насколько я слышал, это заявление в Верховный Суд было все-таки подано. Что с ним сделал потом суд, большого значения, с моей точки зрения, не имеет. Главное – что оно было подано в срок. При наличии политической воли его можно реанимировать. И при объективном рассмотрении (на что, естественно, тоже нужна политическая воля) решение должно быть положительное. В смысле признания результатов выборов недействительными.
Поэтому я считаю, что надо продолжать требовать отмены результатов выборов (что автоматически будет означать прекращение полномочий этой Думы). А требование роспуска Думы юридически бессмысленно – как бы мы ни относились к принимаемым этой Думой законам.
Не стоит пренебрегать правом даже ради красивого пиара. Неправовыми методами нельзя построить правовое государство. А неправовое государство не сможет быть ни демократическим, ни социальным.
И в заключение хочу вспомнить событие, которому скоро исполнится 20 лет. Хотя, скорее всего, его юбилей пройдет незамеченным, как и 5 и 10 лет назад.
25 апреля 1993 года 46 миллионов россиян проголосовали за досрочные выборы парламента. Но в соответствии с тогдашней Конституцией этого числа оказалось недостаточно. И когда, опираясь в том числе и на эти голоса, Ельцин распустил Съезд и Верховный Совет, его вполне закономерно обвинили в нарушении Конституции.
Интересно, как много среди нынешних сторонников роспуска Думы тех, кто не простил Ельцину указа № 1400?