13:43 , 11 декабря 2012

Итоги политической реформы президента Медведева

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

Сегодня, накануне оглашения первого послания президента Путина-2, имеет смысл подвести итоги последнего послания президента Медведева. Но я возьму на себя только одну часть того послания – так называемую политическую реформу.

Вот точная цитата из послания, в которую я только для удобства обсуждения добавил нумерацию.

1) Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов.

2) Ввести упрощенный порядок регистрации партий. Мое предложение – по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны.

3) Далее. Отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы.

4) Наконец, сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий — до 100 тысяч.

5) Кроме того, предлагаю изменить систему выборов в Государственную Думу. Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями.

6) Предлагаю также изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. 7) Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости. Соответствующие проекты я внесу в Государственную Думу в ближайшее время.

Теперь смотрим, что из этого было реализовано и как. Оказывается, одно из предложений не было реализовано даже на уровне законопроекта. Это предложение 6 – об увеличении представительства политических партий в избиркомах. Видимо, это не случайно: власть даже в минимальной степени не хочет поступаться управляемостью избирательных комиссий.

Нестандартная судьба у предложения 5 – по изменению системы выборов в Госдуму. Оно с самого начала вызывало вопросы, поскольку содержало внутреннее противоречие: 225 округов означало, что округа двухмандатные, а в двухмандатных округах невозможна пропорциональная система. Эксперты долго гадали, что имел в виду Медведев. Наконец, соответствующий законопроект был внесен в Думу. И оказалось, что по сути было предложено избирательную систему не менять, а только увеличить до 225 число региональных групп, на которые разбиваются списки (см. мой пост, посвященный этому проекту).

Но интереснее всего то, что этот проект так и застрял в Думе на самой начальной стадии. На сайте Госдумы последнее событие, связанное с ним, датировано 19 марта: назначить комитет-соисполнитель. Не знаю, был ли еще случай, когда законопроект, внесенный президентом, не принимался бы в первом чтении в течении 10 месяцев? Подозреваю, что он и не будет принят, так как по слухам концепция закона о выборах в Госдуму уже изменилась.

Предложение 7 – о праве отзыва членов избиркомов политическими партиями – реализовано в законопроекте, который 23 мая был принят в первом чтении. И вот уже более полугода проект застрял на этой стадии. Тоже изменилась концепция? Впрочем, может быть, это и к лучшему.

А вот предложения с 1-го по 4-е были реализованы, притом достаточно быстро – они стали законами в апреле–мае, последний из них вступил в силу 1 июня. Правда, в законе о выборах глав регионов был придуман не предусмотренный посланием «муниципальный фильтр», который превратил выборы губернаторов в имитацию.

Что касается упрощения порядка регистрации политических партий, то тут результаты налицо. На сегодняшний день на сайте Минюста значатся 47 зарегистрированных партий, из них 32 уже прошли полный цикл регистрации и получили право участвовать в выборах (то есть, если вычесть семь ранее существовавших партий и РПР, восстановленную на основании решения Страсбургского суда, то получается, что зарегистрированы 39 новых партий, из которых 24 уже имеют право участвовать в выборах).

По моим оценкам, в течение следующего полугодия (то есть к выборам 2013 года) можно ожидать регистрации еще примерно двух десятков партий, то есть суммарное число партий будет около 70.

Освобождение непарламентских партий от сбора подписей на региональных и муниципальных выборах способствовало более активному участию в выборах 14 октября старых непарламентских партий («Яблоко», «Патриоты России») и в целом значительно увеличило число партий, участвующих в выборах в региональные парламенты и горсоветы региональных центров. На выборах в другие горсоветы оно почти не сказалось.

Через несколько дней будет презентован доклад с подробным анализом последствий обсуждаемой реформы. Пока же можно констатировать, что политическая реформа 2012 года мало повлияла на общую политическую ситуацию этого года. Полагаю, что главная причина этого в том, что реформа не затронула главные препятствия для проведения демократических выборов.

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика