В последние дни журналисты меня дважды подробно расспрашивали о предложениях ЦИК по сокращению сроков избирательной кампании. Но в журналистские материалы вошла малая часть того, что я им сказал. Поэтому здесь я напишу подробнее.
Один из замечательных аргументов со стороны ЦИК: «В России одна из самых
длительных избирательных кампаний в мире». При этом почему-то забывают, что
Россия — еще и самая большая страна по территории. И никому не приходит
в голову на этом основании предлагать ее сократить!
Но давайте по порядку.
1. По российскому законодательству избирательная кампания длится «до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов». То есть период избирательной кампании состоит из двух частей: 1) собственно кампании — от официальной публикации решения о назначении выборов до дня голосования (или, может быть, правильнее — до дня официального объявления результатов выборов); 2) периода, когда все действия сводятся к подготовке финансовых отчетов, публикации итогов голосования, ну и, к сожалению, еще добавляется перераспределение мандатов после отказов «паровозов».
Так вот, когда говорят, что у нас избирательная кампания длится 180 дней, то не уточняют, что на самом деле она двое короче, что половина этого времени считается избирательной кампанией просто из-за глупой нормы федерального закона. И если ЦИК вместе с законодателями сократят длительность избирательной кампании, просто написав в законе, что избирательная кампания длится до дня официального опубликования избирательной комиссией, организующей выборы, общих результатов выборов (кстати, именно так записано в нашем проекте Избирательного кодекса РФ), то такое изменение я буду только приветствовать.
2. Не должна быть одинаковая длительность у разных по масштабу кампаний. Я об этом говорю давно. В 2002 году именно по моей инициативе были приняты разные сроки для федеральных, региональных и муниципальных выборов, но позже эти нормы были скорректированы, и региональные кампании практически сравнялись по длительности с федеральными.
На самом деле различия должны быть более существенными. Представьте себе выборы в сельском поселении. Там вообще лучше не требовать от кандидатов сбора подписей, поскольку никакого избытка кандидатов не наблюдается. Но если даже оставить сбор подписей — их там можно собрать за день. На проверку подписей тоже может уйти один—два дня. И агиткампанию не нужно растягивать: за неделю кандидат может обойти всех избирателей.
И совсем другое дело — выборы в регионах, особенно таких больших по территории и населению, как, скажем, Красноярский край. Можно ли провести там полноценную агитационную кампанию за две недели?! Вряд ли. Я уже не говорю о федеральных выборах.
Поэтому в нашем проекте Избирательного кодекса сроки дифференцированы по пяти разным категориям.
Для федеральных выборов срок от назначения выборов до дня голосования
Для региональных выборов —
Для выборов в городских округах и муниципальных районах
Для выборов в поселениях с числом избирателей более 2 тыс. — 57–61 день.
Для выборов в поселениях с числом избирателей менее 2 тыс. — 43–47 дней.
Кстати, везде, кроме федеральных выборов, люфт в дате назначения выборов — рабочая неделя, с понедельника по пятницу.
3. Предложение о сокращении сроков избирательной кампании стало закономерным следствием другого безобразного решения — о проведении выборов во второе воскресенье сентября. Понятно, что в результате большая часть кампании будет приходиться на лето. Теперь чиновники опомнились: надо хоть какую-то часть лета себе освободить!
Другой важный момент, о котором я слышал от руководителей избиркомов. В участковых комиссиях работают в основном учителя, как их заставить начинать работу в середине августа? Отсюда и предложение сократить срок работы участковых комиссий (впрочем, у этого предложения есть и разумные мотивы: нет большого смысла работать участковым комиссиям 20 дней).
4. В отличие от сокращения срока работы участковых комиссий сокращение других сроков (выдвижения — при условии, что остается сбор подписей; агитации; обжалования нарушений) будет еще одним ударом по российским выборам. Они и так уже во многом превратились в фикцию. Еще один удар — и от выборов вообще ничего не останется, кроме названия.
В общем, слово «сократить» в русском языке имеет несколько смыслов. В том числе и «сократить за ненадобностью».