Подробный анализ выборов 14 октября еще впереди. В том числе и выяснение, насколько эти выборы были фальсифицированы. Но при беглом взгляде на предварительные итоги обращают на себя внимание два момента.
Первый момент: как будто существуют две разные России. Делятся они в какой-то степени географически, да не совсем. Одна Россия – это Краснодарский край, Пензенская и Саратовская области, Топкинский район Кемеровской области, Черкесск и примкнувший к ним город Артем Приморского края, где у «Единой России» больше 70%.
И есть другая Россия, где «Единая Россия» имеет около 50% или меньше – все остальное (в том числе Карачаевск). Здесь наилучший ее результат – 57,9% в Усть-Янском улусе Якутии, а наихудший – в г. Янтарный Калининградской области – 27,3%.
И ни одного случая, где бы «Единая Россия» получила между 58 и 70%.
Второй момент. Результаты выборов в региональные парламенты и горсоветы региональных центров в основном друг на друга похожи: впереди «Единая Россия», на втором месте – КПРФ, затем ЛДПР и «Справедливая Россия», потом идут непарламентские партии (исключение – Северная Осетия, где «Патриоты России» на втором месте). Из новых партий наилучшими результаты у «Коммунистов России» и Российской экологической партии «Зеленые», но ни в одной из этих кампаний они не дотянули до 5%. Лишь РПР–Парнас (если ее считать новой партией) получили 5,4% в Барнауле (можно поздравить Владимира Рыжкова с избранием в барнаульский горсовет).
А вот на муниципальных выборах не в административных центрах картина другая. В г. Янтарный лидируют «Патриоты России» с 35,9%. В Первоуральске Свердловской области на втором месте «Яблоко» с 20,5%. В Карачаевске «Коммунисты России» получили 8,5%, опередив КПРФ. В Ельнинском районе Смоленской области Партия пенсионеров России получила 8,6%. В городе Березовский Свердловской области у Российской экологической партии «Зеленые» третье место с 14,9%. В Каменск-Уральском четвертое место заняла Партия пенсионеров России с 9,4%, а пятое – Народная партия «За женщин России» с 6,0%.
То есть мы видим: там, где решаются в основном неполитические вопросы и нет политического давления, партийный расклад оказывается иным.