Сегодня я делаю исключение – пишу не о выборах и партиях, а об истории. Повод – 200 лет со дня важных событий Отечественной войны 1812 года.
Лермонтов прав: вся Россия помнит про день Бородина. Помнит не только в юбилейные годы. Но как-то так получилось, что из всей той войны, в которой решалась судьба страны, помнят в основном именно про Бородино. Ну, еще, может быть, про «спаленную пожаром» Москву. «Эхо Москвы» в этом году ежедневно дает хронику 1812 года, но это, пожалуй, исключение.
Не так давно историк Евгений Понасенков в своем блоге ехидно заметил, что «мы умудряемся регулярно отмечать годовщину собственного поражения под Бородино (после которой еще и сдали первопрестольную) как победу». Я далек от того, чтобы преуменьшать значение Бородинской битвы. Не вижу смысла и в споре – победа это или поражение (или, вернее всего, ничья). Но все же мне кажется очевидным, что не Бородино сыграло решающую роль в победе 1812 года. Такую роль, по моему мнению, сыграл Тарутинский маневр.
Этот маневр производился с 5 по 21 сентября по старому стилю, или с 17 сентября по 3 октября по современному григорианскому календарю. То есть сейчас как раз уместно отмечать его 200-летие.
Мой садовый участок находится недалеко от деревни Спас-Купля. Эта деревня находилась на Старой Калужской дороге (сейчас этот участок дороги не существует, точнее, превратился в дорогу местного значения). 2 октября 1812 года по новому стилю в ней была дневка армии Кутузова. А 4 октября близ деревни произошел бой между русским арьергардом под командованием генерала М.А. Милорадовича и французским корпусом под командованием маршала И. Мюрата. Арьергард Милорадовича в течение дня сдерживал французов, не давая им дезорганизовать отход основных сил русской армии к Тарутино. Как отмечают историки, бой у Спас-Купли фактически завершает Тарутинский маневр Кутузова.
В 1992 году, к 180-летию той войны, у деревни Спас-Купля был поставлен монумент (обратите внимание, это было в «проклятые 90-е», но тогда истинного патриотизма, пожалуй, было побольше). Сегодня, 3 октября, я был там и подошел к монументу. Никаких признаков празднования, да и монумент никто не догадался подновить, хотя бы подкрасить.
Спас-Купля связана и с более поздними событиями той войны. 18 октября 1812 года произошло сражение, которое одни историки называют Тарутинским, другие – сражением на реке Чернишня. Оно ознаменовало перелом в ходе войны: впервые удалось обратить французов в бегство. Русские войска преследовали французов до Спас-Купли.
Смотрю: есть ли в Яндексе новые материалы на слова Спас-Купля, Тарутино, Чернишня? Помимо хроник 1812 года, нашел только один материал: 6 октября в селе Тарутино Калужской области будет военно-исторический праздник, посвященный 200-летию Тарутинского сражения. Дата его проведения удивляет, но не слишком: Тарутинское сражение произошло 6 октября по старому стилю. Калужане не знают разницы между старым и новым стилем? Или просто 6 октября удобнее, чем 18-е?
Но вот что я считаю важным. Тарутинское сражение на самом деле происходило не в Тарутино и не на территории Калужской области. А на территории Роговского поселения, которое сейчас вошло в состав Новой Москвы. Москва что-то будет праздновать, или все закончилось с «днем Бородина»?
Не так давно модно было говорить о фальсификации истории. «Фальсификация» – страшное слово. Но вот есть ощущение примитивизации, формализации и, пожалуй, бюрократизации истории.