Обсуждение показало, что некоторые коллеги и журналисты не поняли, почему мы решили предъявить Минюсту претензии в связи с недостаточной информацией о вновь создаваемых партиях. Мол, подумаешь, не хватает какой-то маловажной информации… Если очень надо, найдете ее где-нибудь!
Постараюсь объяснить более доходчиво.
Первый момент связан с тем, что регистрация новых партий – это непосредственная реализация политической реформы, провозглашенной президентом Медведевым в Послании-2011. На мой взгляд, это – главный результат той в целом не слишком радикальной реформы и единственное из требований протестного движения, которое было удовлетворено. Уже эти обстоятельства требуют отнестись к процессу созданию новых партий с должным вниманием.
Второй момент: так уж сложилось по времени, что процесс регистрации новых партий наложился на период, когда происходило назначение выборов на единый день голосования 14 октября. И так устроено наше законодательство, что довольно важный фактор – сколько партий получит право участвовать в выборах – оказался в зависимости от скорости, с какой Минюст и его территориальные органы регистрировали новые партии, а также от даты назначения выборов в тот или иной орган власти.
Так, в выборах белгородского и новгородского губернаторов, которые стартовали 6 июля, право участвовать получили 16 партий (7 старых, восстановленная РПР и 8 новых), а в выборах депутатов Парламента Северной Осетии, стартовавших 21 июля – 27 партий (из них 19 новых).
Почему именно эти партии получили право участвовать в выборах? Потому что они сумели более оперативно провести свои съезды, собрания региональных отделений и подать в Минюст необходимые документы? Или потому, что Минюст открыл им «зеленую улицу»?
Если бы Минюст размещал на своем сайте и сайтах своих территориальных органов все те данные, которые мы хотели бы видеть, можно было бы легко понять, действительно ли это ведомство относится ко всем партиям одинаково, или у него есть «любимчики». А так – мы можем только догадываться. И пока догадки не в пользу Минюста.
Еще в марте я высказывал опасения: серьезные партии будут получать отказы, а несерьезные будут регистрироваться без проблем. Понятно, что «серьезные» и «несерьезные» – оценка субъективная, пока эти партии не получат оценку избирателей на выборах (но те, кого не зарегистрируют, ее просто не смогут получить). И тем не менее…
Минюст в течение трех месяцев – май, июнь, июль – зарегистрировал 29 партий. Примерно по два рабочих дня на партию. Некоторые партии (Партия пенсионеров России, «Новая Россия», «Гражданская Платформа», «Молодая Россия») были зарегистрированы менее чем через две недели после съезда (при том, что между съездом и подачей документов тоже должно было пройти какое-то время). Ясно, что в таких условиях тщательно проверять документы всех партий невозможно.
Зато у «Демократического выбора» (партии, созданной известными политиками) Минюст нашел некоторые изъяны. «Нам предъявлен ряд небольших технических претензий, на исправление которых у нас есть три месяца», – написал Милов в своем блоге. Претензии, по его словам, незначительные – отсутствие титульного листа, кавычек в названии партии и другие.
Вы верите, что у тех 29 партий таких недостатков не было?