автор Аркадий Любарев эксперт по выборам
Увидев новость о том, что Путин внес в Думу проект закона о формировании Совета Федерации, я было решил, что впервые за долгие годы смогу его похвалить. Увы, прочитав законопроект, я понял, что хвалить не за что.
Совет Федерации уже давно стал по сути декоративным органом. Как только его ни формировали в 2000-е годы – перебрано уже три или четыре варианта. Уже многие (и, кажется, даже сам Путин) поняли, что нужны прямые выборы. Но для этого необходимо изменить статью 95 Конституции РФ – убрать из нее слова «по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». К слову сказать, эти слова были вписаны в проект Конституции лично Ельциным уже после того, как проект вышел из недр Конституционного совещания. Так что обосновать эти изменения очень легко: это будет возврат к варианту Конституционного совещания.
Понятно, что для Путина не составляет проблемы внести изменения в Конституцию. Мы помним, с какой быстротой были внесены в 2008 году изменения, инициированные Медведевым.
Ну, ладно, на первых порах можно попробовать обойтись и без изменений Конституции. Но тогда единственный вариант, который мне кажется приемлемым для представителя исполнительного органа, – это баллотироваться в связке с кандидатом в губернаторы. Казалось бы, Путин именно это и предлагает. Но нет.
Если бы в связке с кандидатом в губернаторы баллотировался один кандидат в члены Совфеда, все было бы понятно и пристойно. Избиратели бы знали, кто станет сенатором в случае избрания этого кандидата губернатором, и исходя из этого делали бы свой выбор.
Возможен был бы и более продвинутый вариант: кандидат в губернаторы предлагает три кандидатуры, они включаются в бюллетень, и за них избиратели голосуют. Кто больше наберет голосов, тот и становится сенатором. Получился бы некоторый аналог открытых списков.
Но то, что предложил Путин, совеем плохо. Кандидат называет три кандидатуры, а кого из них он назначит, избиратели знать не могут. Сразу же возникает подозрение, что будет использована простая манипулятивная технология: через «утечки», через прикормленных политтехнологов избирателям будет внушаться, что губернатор назначит кандидата А (который наиболее популярен), а на самом деле он заранее решил назначить непопулярного кандидата В.
О коррупционной составляющей я уже молчу: это будет похоже на аукцион.
Важно и то, что законопроект не предполагает включение этой тройки «кандидатов в сенаторы» в избирательный бюллетень. Только то, что информация о них должна размещаться в кабинах для голосования. При этом не предусматривается внесение никаких изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и совершенно не очевидно, что норма о присутствии информации в кабинках будет выполняться.
Иными словами, мы вновь получим вариант назначения, практически не подконтрольный ни населению, ни законодательному органу региона, – то есть самый худший из возможных вариантов.