Закон о губернаторских выборах принят во втором чтении. И теперь его концепция прояснилась окончательно.
Я и ряд коллег (Кынев, Голосов и др.) уже не раз писали: главной причиной возврата губернаторских выборов стало понимание Кремлем того факта, что президентские назначенцы, не прошедшие через горнило народного голосования, не способны обеспечивать нужный результат на федеральных выборах. И потому была поставлена задача – пропустить всех глав регионов через процедуру голосования. Но при этом Кремль позаботился, чтобы у них по возможности не было реальных конкурентов.
В первоначальной редакции проекта это предполагалось обеспечивать через президентский фильтр. Однако, вероятно, авторы проекта в конце концов поняли, насколько такой вариант ущербен. В условиях существования сотни политических партий и единых дней голосования Президенту пришлось бы одновременно «консультироваться» с несколькими десятками претендентов. Я уже не говорю о моральной ответственности Президента за претендента, которого он бы «консультировал».
В нынешнем варианте президентские консультации предусмотрены по инициативе самого Президента, а их юридические последствия так и остались не прописанными. Иными словами, президентского фильтра по существу не будет. Зато возведены другие, более сильные фильтры.
Во-первых, самовыдвижение может быть предусмотрено законом субъекта РФ, а может быть и не предусмотрено. Заметим, что это положение очень сомнительно с точки зрения Конституции, поскольку предусматривает возможность ограничений прав граждан региональным законом.
Во-вторых, для самовыдвиженцев (если даже их допустит региональный закон) предусмотрен дополнительный фильтр: подписи избирателей. Примечательно, что для всех выборов максимальное число подписей избирателей сейчас снижается до 0,5%, а для губернаторских выборов делается исключение – от 0,5 до 2%.
В-третьих, для всех (и партийных кандидатов, и самовыдвиженцев) установлен самый жестокий фильтр – подписи муниципальных депутатов. и количество их такое, что, по предварительным оценкам, через этот фильтр едва пройдут кандидаты от КПРФ (то есть, в одних регионах пройдут, в других – нет), а для остальных, кроме кандидатов от «партии власти» и их дублеров, это практически непреодолимо.
То есть нас ждут, вероятнее всего, по сути безальтернативные выборы, то есть имитация выборов.