Сегодня начинает работу Рабочая группа по доработке президентских
законопроектов во главе с Вячеславом Володиным. Получится ли из этого что-то
полезное, или это будет чистая имитация – мы узнаем довольно скоро.
Само по себе стремление оппозиционных политиков донести до власти свое видение
реформ я считаю правильным. Разумеется, если общество будет посвящено в эти
дискуссии. Так что я поддерживаю участие в Рабочей группе представителей
«несистемной» оппозиции. Но создание этой группы вызывает много вопросов.
Во-первых, у нас, как это часто бывает, все перевернуто с ног на голову.
Президент обладает правом законодательной инициативы, и хорошо, что он этим
правом пользуется. Нормально, что он при проведении политреформы хочет учесть
мнение оппозиционных партий, в том числе и незарегистрированных. Но
ненормально, что это делается после того, как президентские проекты поступили
в Госдуму.
Что мешало создать такую группу до внесения законопроектов? И даже до
оглашения Послания, где уже были названы конкретные цифры? С кем вообще
Президент консультируется, прежде чем называть в Послании цифры, которые потом
нельзя трогать, как будто они «отлиты в граните»?
В соответствии с нормальным законотворческим процессом после того, как
законопроект внесен в Думу, с ним должны работать депутаты. Депутаты создают
рабочую группу, и она рассматривает предлагаемые поправки. И получается, что
президентская рабочая группа, занимаясь доработкой внесенного в Думу
законопроекта, по сути вмешивается в прерогативы Думы. Оправдание этому может
быть только одно: Президент, как и мы, считает эту Думу нелегитимной. Но,
может быть, ему стоит публично об этом сказать?
Во-вторых, почему в рабочую группу пригласили лишь представителей политических
партий, пусть и не только зарегистрированных? Насколько я понимаю, не
предусмотрено участие в группе ни представителей общественных объединений,
занимающихся выборами, ни экспертов из академического сообщества. Поэтому
легко предвидеть, что в результате деятельности такой группы в нашем
законодательстве останутся или даже усугубятся перекосы в сторону партийных
привилегий.
Смотрите: один из президентских законопроектов предусматривает освобождение
партий от сбора подписей. А независимым кандидатам подписи собирать придется.
Уже, видимо, всем хорошо известно, как легко отказать в регистрации тем, кто
собирает подписи. Ситуацию надо срочно исправлять, но готовы ли партии,
освобождаемые от сбора подписей, отстаивать права независимых кандидатов?
Я знаю, что некоторые пока еще готовы. Вчера представители нескольких
незарегистрированных партий, Владимир Рыжков, Константин Мерзликин и Сергей
Удальцов, согласились включить в свою общую платформу предложения,
направленные на облегчение регистрации независимых кандидатов: возвращение
залога и повышение до 20% допустимой доли брака в подписных листах. Но даже
для них, чувствуется, эти предложения не относятся к числу приоритетных.
Есть ощущение, что другие партии не поддержат даже эти минимальные требования.
Особенно удивляет отрицательное отношение к возвращению залога тех партий,
которые в свое время активно пользовались этим способом регистрации.
Здесь мне хотелось бы обсудить два момента, которые, по-видимому, не удастся
донести через представителей партий.
Первое. КПРФ и ЛДПР уже высказались за поднятие планки численности партии по
сравнению с 500, предложенными Президентом. Наверное, разумно было бы вместе с
Президентом отстаивать число 500. Хотя
Григорий
Голосов уже отметил, что повышение планки до 2000 он счел бы приемлемым.
В связи с этим у меня возникло компромиссное предложение. Дело в том, что мы в
своем проекте Избирательного кодекса предусмотрели возможность существования
межрегиональных партий, которым в кодексе предоставлено право выдвижения
кандидатов и партсписков на региональных и муниципальных выборах, а также
одномандатников на выборах в Госдуму. И я бы теперь предложил внести в закон о
партиях разрешение создавать межрегиональные партии, имеющие отделения не
менее чем в трех регионах (может быть, не в трех, а в пяти или семи). И для
межрегиональных партий оставить планку в 500 человек, а для федеральных
повысить ее до 2000.
Разрешение межрегиональных партий решит несколько проблем. Во-первых, будет
легче создавать партии снизу. Есть отделения в нескольких регионах – можно
создать межрегиональную партию, принять участие в ряде региональных и
муниципальных выборах и постепенно дорасти до федерального уровня. Во-вторых,
облегчается ситуация у партий, которые начинают терять региональные отделения.
По действующему закону, если у партии осталось менее 42 отделений, ее просто
должны ликвидировать. А так она будет преобразована в межрегиональную с
возможностью через некоторое время вернуться на федеральный уровень.
Второй вопрос – о котором я уже писал. Я по-прежнему
считаю, что нельзя одновременно облегчать создание партий (снижая планку до
500 или 2000, а также принимая другие необходимые меры, которых нет в
президентском законопроекте, но которые будут предложены на рабочей группе) и
освобождать все партии от сбора подписей (то есть беспрепятственно допускать
их к участию в любых выборах). Надо выбрать что-то одно, и здесь я за
облегчение создания партий.
Аналогичную мысль я увидел и в
недавнем посте Сергея Миронова. Его предложение: допускать без подписей
все партии только на муниципальные выборы, на региональные – только партии,
представленные в некотором количестве муниципальных советов региона, а на
федеральные – только партии, представленные в некотором количестве
региональных парламентов. Предложение интересное, но мне оно кажется не вполне
разумным. Предоставить партии, имеющей 500 членов, право беспрепятственно
выдвигать кандидатов в 25 тысяч муниципальных советов? Мне кажется, это
породит (точнее, усилит) коррупцию среди партийных функционеров.
Мы в своем проекте Избирательного кодекса предложили другую схему. От сбора
подписей (и внесения залога) освобождаются только те партии, которые получили
на соответствующей территории (или на более крупной территории) более 2%
голосов. Скажем, на выборах в горсовет такую льготу получат и партии,
набравшие более 2% на последних выборах в Госдуму по всей стране, и те, кто
набрал более 2% на выборах в Госдуму на территории соответствующего региона
или только на территории данного города, и те, кто набрал более 2% на
последних региональных выборах во всем регионе или только на территории
данного города, и те, кто набрал более 2% на последних городских выборах.
Остальным же партиям – новым и тем, кто не смог добиться такого результата (то
есть партиям очевидно маргинальным) нужно будет собирать подписи или вносить
залог.