Отслеживая изменения избирательного законодательства, я и, по-видимому,
большинство моих коллег, упустили закон, который может повлиять на выборы (в
основном, региональные и муниципальные) не меньше, чем изменения, вносимые
непосредственно в законы о выборах. Речь идет о Федеральном законе от 9
декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января нынешнего
года.
Этот закон, в соответствии с пожеланием Президента, изменил порядок
рассмотрения судебных дел во второй инстанции, заменив кассационное
рассмотрение – апелляционным. Не будучи специалистом в гражданском процессе, я
не берусь судить, насколько это нововведение может повысить (или понизить)
качество судебных решений. Но вот что при этом произошло с избирательными
спорами.
Ранее в ГПК действовали нормы, предусматривающие ускоренное рассмотрение
избирательных споров не только в первой инстанции, но и в кассационной.
Необходимость таких норм очевидна: споры, возникшие в ходе избирательной
кампании, необходимо окончательно разрешать до дня голосования, а некоторые –
значительно раньше. Например, споры о регистрации кандидата. Ведь если
избирком откажет в регистрации кандидату, а суд обяжет его зарегистрировать
незадолго до дня голосования, он все равно не успеет провести агитационную
кампанию.
А в новой редакции ГПК никаких исключений для сроков рассмотрения
избирательных споров в апелляционной инстанции не предусмотрено. Действуют
общие правила: два месяца для районных и региональных судов и три месяца для
Верховного Суда РФ. И это значит, что окончательное разрешение споров,
возникших в ходе избирательной кампании (в том числе и споров по регистрации
кандидатов), переносится на период после дня голосования.
Так что можем себя поздравить с еще одним подарком от наших законотворцев. И
что особенно обидно: нельзя даже сказать, что это сделано с каким-то злым
умыслом. Просто отсутствует элементарная координация: тем, кто занимается ГПК,
нет дела до избирательных споров, а те, кто занимается избирательным
законодательством, не следят за ГПК. И в результате качество наших законов
оказывается ниже плинтуса.