Вчера я участвовал в заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Выступал на нем с предложениями, в частности, об изменении избирательного законодательства, о замене дискредитировавших себя членов избирательных комиссий. Совет в конечном итоге принял прекрасную резолюцию, где мои предложения были в определенной степени учтены.
А вернувшись домой, обнаружил письмо от Евгения Григорьевича Ясина, в котором он просил меня поправить стенограмму моего выступления на семинаре 30 ноября. На том семинаре М.Э. Дмитриев, С.А. Белановский и С.Г. Мисихина делали доклад «Движущие силы и перспективы политической трансформации в России». Меня пригласили в качестве оппонента, но я, к своему стыду, не ознакомился с материалами доклада и не был готов к выполнению предназначенной мне роли. Я просто выступил с собственным видением того, какой должна быть политическая трансформация.
Но сегодня, перечитав стенограмму, я осознал, что мое выступление стало актуальным именно сейчас. Поэтому привожу его ниже с некоторыми сокращениями.
«Поскольку я не социолог, а юрист, то я не собираюсь оспаривать или даже обсуждать те прогнозы, которые нам сейчас представили. Я так думаю, что меня и пригласили для того, чтобы я говорил немножко о другом, собственно по теме «Политическая трансформация России», но именно с юридической или, так скажем, с институциональной стороны, потому что, насколько я понял доклад, потребность в политической трансформации уже есть у значительной части населения, и она будет расти, но она должна быть обеспечена институционально.
Мы с моим коллегой Александром Кыневым выпустили благодаря Евгению Григорьевичу в начале этого года книгу «Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция», там мы, в частности, делали выводы о том, какие должны быть институциональные направления у политической трансформации. Их три – основных направления, которые мы обозначили.
Первое направление – это реформа избирательного законодательства. Здесь, конечно, мы понимаем, что кроме реформы законодательства нужно менять и практику. В первую очередь изменение должно заключаться в том, что должно быть принято решение о том, что закон надо соблюдать, и приняты действия в этом направлении. Но, кроме этого, закон тоже нужно менять, потому что нынешнее избирательное законодательство никуда не годится. И мы уже к этому году подготовили свой проект изменения избирательного законодательства, проект Избирательного кодекса Российской Федерации.
Это одна часть, может быть наиболее трудоемкая, но не единственная, потому что, безусловно, мы считаем, что невозможна политическая трансформация без изменения закона о политических партиях. Эта работа, которая предстоит, но которая, на мой взгляд, менее трудоемкая, чем избирательное законодательство. Действительно, нам сейчас рассказали о том, что есть средний класс, модернизационный электорат, который нуждается в представительстве. И практически нет партии, которая бы могла его представлять, и это во многом связано именно с той искусственно созданной партийной системой, которая была создана благодаря, во-первых, репрессивному партийному законодательству и его еще более репрессивному применению, и здесь уже без коренного изменения этого законодательства мы не можем обойтись.
И третья группа – это то, что связано с изменением системы разделения властей. Здесь могут быть два варианта: более радикальный, с изменением Конституции, и менее радикальный. Думаю, что возможно даже без изменения Конституции внести существенные изменения, потому что у нас в течение 20 лет, особенно за последние годы, произошли очень большие изменения в системе разделения властей просто через федеральные законы, федеральные конституционные законы, когда президент наделяется все большими полномочиями и в формировании судебной власти, и в формировании Счетной палаты и т.д., в том числе и назначение губернаторов. И нужно как минимум отыграть все назад, к тем полномочиям президента, которые были прописаны в Конституции. Ну и, я думаю, желательно все-таки пересмотреть и конституционные положения, хотя бы в части возврата к тем положениям, которые были Конституционным совещанием приняты летом 1993 года, когда правительство должно было слагать полномочия не перед вновь избранным президентом, а вновь избранным парламентом, когда у президента не было права предлагать одну и ту же кандидатуру три раза. В общем, вполне возможно не шарахаться в другую сторону, а вот такие осторожные изменения, вполне возможно, были бы достаточны».